В современной аналитической психологии архетипический сценарий Путешествия Героя является одним из наиболее актуальных предметов исследования.
Начало этому положил еще сам К.Г.Юнг, исследуя архетип Божественного Младенца и его сценарии [15, 16, 17]. Рассматривая сценарии реализации этого архетипа, К.Г.Юнг отмечал как обязательное условие наличие во всех сценариях путешествия, преодоления препятствий, трудности, страдания, потери и даже смерть самого странника.
Соратник и последователь К.Г.Юнга Э.Нойманн развил эту идею, рассмотрев ее в контексте становления маскулинности [4]. По его мнению, в своем маскулинном аспекте Божественный Младенец должен вступить в схватку с Великим Уроборосом, породившей его партеногенетической стихией, которую Э.Нойманн отождествляет с темным полюсом архетипа Великой Матери.
Результатом схватки должна стать не только сепарация от материнско-сыновьего дуальюниона, но и обретение Героем сокровища. При этом Э.Нойманн отмечает, что в своем архаическом варианте сокровище – это прекрасная Пленница, Принцесса, иначе говоря – Анима.
Развитие этой темы мы видим в исследованиях С. Биркхойзер-Оэри [2], Д.Холлис [12], П. Янг-Айзендрат [18]. Х.Банцхаф органично и творчески соединил архетипический сценарий Путешествия Героя с арканами Таро [1]. Представлена эта тема и в наших исследованиях [7, 8, 9, 10].
Следуя принципу бинарности – одному из фундаментальных принципов аналитической психологии – мы должны предположить наличие аналогичного архетипического канона в его женском аспекте.
Нельзя сказать, что эта тема вообще не отражена в аналитических исследованиях. М.-Л. фон Франц и ее книга «Кошка. Сказка об освобождении феминности», К.-П.Эстес [14], Л.Л.Шапира [13] П. Янг-Айзендрат [18] – эти и другие работы сфокусированы на теме базовых архетипических сценариев феминной индивидуации.
Однако сравнительный анализ этих работ явно показывает отсутствие в них той цельности и последовательности, которая присутствует вышеописанной в совокупности трудов по маскулинному архетипическому канону.
В чем причина? В том, что мэтр-основоположник, К.Г.Юнг не отразил эту тему в своих исследованиях настолько развернуто, как маскулинную? Или тема пока менее актуальна, нежели маскулинный архетипический канон? При всей важности нас все-таки более интересует не вопрос «почему?», а вопрос «что?»
Сравнивая совокупность работ, посвященных архетипическому канону маскулинной индивидуации, мы отмечаем их: а) тождественность; б) генетическую преемственность; в) когерентность – в сравнении с трудами исследователей феминного полюса этого феномена. Гильгамеш, Митра, Осирис, Бальдр, Дионис, Геракл, Орфей, Одиссей, Эдип, Сигурд, Беофульф, Роланд, король Артур, Ланселот, Карл Великий – вся эта череда архетипических образов связана внутри себя тождественностью сверхценной идеи, движущей героем, фигурами его главных врагов и соратников и основными вехами пути.
Соответственно, отражение этих архетипических сценариев в аналитических схемах исследователей классического и неоюнгианства представляет аналогичную тождественность и взаиморазвертываемость.
Иное – в исследованиях феминного архетипического канона. М.-Л. фон Франц в работе «Кошка. Сказка об освобождении феминности» [11] рассматривает преимущественно легенды и предания европейского Средневековья, тяготеющие к кельто-германо-скандинавскому архетипическому образу Фрейи и Эйн.
Вот какое ощущение возникает от соприкосновения с архетипом кельтской богини любви и женственности: «…Гибкая, податливая богиня в своем длинном, серебристом платье, со стрижкой под мальчика-пажа… Эйн не особенно спешит помочь в личных нуждах, но говорит, что мы можем укутаться в мантию ее серебристого света всякий раз, когда нам необходимо восстановить силы и собрать мужество, чтобы высказаться, особенно в случаях, когда нам приходится играть ведущую роль, помогая окружающей среде.
Эйн готова помочь вам стать более игривыми и страстными в любовных отношениях, да и вообще в жизни. Она — богиня в королевстве фей и дэвов» [19].
К.П.Эстес в своей широко известной работе «Бегущая с волками» описывает классический образ амазонки-Артемиды, преодолевающей ограничения патриархата и возвращающей себе свободу властительницы дикой природы [14].
Л.Л.Шапира и П.Янг-Айзендрат представляют нам не менее классический образ Кассандры, страдающей ведьмы-ясновидящей, изнемогающей от таксического чувства вины за свою хтоничную природу и призываемой, соответственно, освободиться от этого состояния, вернувшись в стихию власти Великой Матери [13, 18].
Как минимум три архетипических сценария феминной индивидуации, три варианта Путешествия Героя, вернее Героини. И все они довольно заметно отличаются друг от друга и содержанием сверхценной идеи, и фигурами ее главных врагов и соратников, и основными вехами пути. Какой же из этих сценариев является базовым? Какой из них можно было бы описать как Путешествие Героя в XXII арканах Таро?
Основываясь на теоретико-методологических исследованиях и на обширной эмпирической базе Ассоциации мы выдвинули предположение о том, что таким является архетипический сценарий Исиды.
Прежде всего, необходимо отметить, что архетипы коллективного бессознательного, относящиеся к древнеегипетскому культурно-историческому пространству, встречаются в практике работы Ассоциации не так уж и редко.
Обычно это происходит тогда, когда работа с клиентом осуществляется в контексте мортидо в его конструктивной направленности. Архетипы Древнего Египта содержат в себе очень мощный, яркий, гармоничный потенциал стремления к потустороннему существованию, который в аутентичном жизненном сценарии личности проявляется в первую очередь в идеалах и ценностях служения высшим духовным целям, аффилиативности и альтруизма.
Архетипы, с которыми нам удается периодически взаимодействовать и исследовать их – Сехмет, Баст, Тот, Гор и, конечно же, Исида.
Необходимо отметить, что диагностирование архетипа Исиды позволило нам в свое время заполнить своего рода лакуну в коррекционно-терапевтической работе.
Речь идет о категории женщин-испытуемых, у которых при проективной диагностике выявлялись черты, роднившие их и с Артемидой (самостоятельность, страсть к странствиям), и Деметрой (забота, опека, «кормящее» либидо) и с Кассандрой (одиночество, брошенность, гонимость, тоска по утраченному, чувство вины).
В структуре архетипов античного и германо-скандинавского историко-культурного пространства не находилось фигуры достаточно релевантной для того, чтобы можно было говорить об успешной констелляции через нее выявленного архетипического содержания.
Помогла, как чаще всего бывает, практика. На одной из групповых сессий нами осуществлялось взаимодействие Анимы и Анимуса в режиме монодрамы. Одна из участниц, в работе с которой мы находились именно в таком диагностическом затруднении, обращаясь с речью к Анимусу, сопровождала свое послание весьма выразительной позой, которая производила впечатление еще более сильное, чем ее речь.
Без преувеличения можно сказать, что это была мольба телом. Поиск по интернету занял немало времени, но ассоциативный образ был найден: Исида, скорбящая по Осирису.
Дальнейшая амплификация архетипического сценария Исиды в проективном материале диагностики данной участницы (а, затем, и в ее аутентичном жизненном сценарии) оказалась валидной. Амплификация архетипического сценария Исиды в работе с вышеописанной категорией клиенток также продемонстрировала валидность, подтвержденную практическими результатами.
Что же представляет собой архетипический сценарий «Путь Исиды»?
Вот как об этом повествует миф:
«… В четвёртый день родилась Исида (егип. Исет;), дочь Тота, богиня супружеской верности, материнства и любви, защитница умерших на Загробном Суде. Своего брата и мужа Осириса Исида любила ещё до рождения, когда пребывала во чреве богини Нут. Когда все жители Египта стали грамотными и по всей стране установился угодный богам порядок, Осирис решил отправиться в миссионерское путешествие по соседним странам, поскольку остальные народы всё ещё пребывали в состоянии варварства. Оставив трон на попечение своей жены и сестры Исиды, он в сопровождении певцов, музыкантов и свиты младших божеств отправился в путь. … Покуда бог путешествовал, Исида оставалась в Египте и правила страной. Поэтому Исида считается воплощением трона Осириса, и иероглиф-детерминатив её имени изображает трон. После того, как Осирис возвратился из миссионерского путешествия. Сет, тайно влюблённый в Исиду, задумал убить Осириса и захватить земной престол… Заговорщики захлопнули крышку, обвязали сундук ремнями, отнесли его к Реке и бросили в воды Танисского устья. Узнав о том, что произошло, Исида остригла волосы, облачилась в траурные одежды и отправилась искать сундук с телом Осириса. Вне себя от горя, богиня причитала:
Сливается небо с землёю, тень на земле сегодня,
Сердце моё пылает от долгой разлуки с тобою
О брат мой, о владыка, отошедший в край безмолвия,
Вернись же к нам в прежнем облике твоем!
Руки мои простёрты приветствовать тебя!
Руки мои подняты, чтоб защищать тебя!
Сливается небо с землёю,
Тень на земле сегодня,
Упало небо на землю.
О, приди ко мне!»
Размеры статьи не позволяют нам привести в развернутом виде весь миф об Исиде, Осирисе, Сете и Горе – именно эти божества являются ключевыми фигурами данного архетипического сценария.
Вкратце скажем, что далее Исида нашла сундук с телом Осириса и спрятала его, однако Сет его обнаружил, разрубил тело Осириса на 14 частей и разбросал его по миру, Исида и Нефтида долго искали эти части по всему миру, наконец, тело было составлено из кусков, владея тайной магией Исида зачала от тела мертвого мужа сына Гора, который должен был унаследовать власть своего отца, родившийся Гор воскрешает тело своего отца Осириса при помощи божественного Ока Уаджет, однако воскресший Осирис не может оставаться на земле, поэтому он отправляется в Дуат, загробный мир, где становится его царем, а между Гором и Сетом начинается длительная, ожесточенная война за наследство Осириса, в которой Исида принимает самое активное участие, и после восьмидесяти лет напряженного противостояния Гор добивается увенчевания его Короной Владыки Бусириса [6].
Пожалуй, лучше всего об архетипическом сценарии Исиды сказал Плутарх в своей книге, посвященной этому мифу: «Исида… не стремилась ни к чему, кроме борьбы и препятствий, которых немало выпало на ее долю, и множество свидетельств ее мудрости и мужества было предано забвению и молчанию. Но все же она учредила священные мистерии которые являлись отражением, воспроизведением и мимической передачей страстей, чтобы преподать урок благочестия и утешения мужчинам и женщинам, если бы и они подверглись подобным испытаниям» [5].
Итак, какие ключевые моменты этого архетипического сценария мы могли бы выделить?
Пока с определенностью мы можем говорить о сверхценной идее, заложенной в данном мифе; она представляет, по-видимому, эволюцию Анимы от конфлюэнтного слияния женщины-дочери с мужским началом на инфантильном уровне («Своего брата и мужа Осириса Исида любила ещё до рождения, когда пребывала во чреве богини Нут») до Алхимической Свадьбы, Священного брака, царского союза Rex et Regina.
Специфику этого союза хорошо передает отрывок из папируса Оксиринха: «Гибель даешь ты, кому хочешь, погибшим же возвеличение даешь и все очищаешь; всякий день для радости ты предназначила. Ты всего влажного, и сухого, и холодного, из чего все состоит, открывательницей всего сделалась; ты брата своего одна вывела назад на свет, руководя прекрасно и, как следует, погребя.
Предводительница диадем; увеличения и упадка, и госпожа Исейоны во всех городах на вечные времена ты поставила, и всем законы и год совершенный передала. Ты сына своего Гора Аполлона повсюду господином новым всего мира и на вечное время поставила. Ты женщинам равную силу с мужчинами сделала. Всего ты госпожа во веки. Ты над ветрами, и громами, и молниями, и снегами власть имеешь; ты госпожа войны и начальствования, легко губишь верными советами; ты великого Осириса бессмертным соделала, и всей стране, передала религиозные обряды. Ты и света, и пламени госпожа» [3].
Реализация архетипического сценария Исиды как базового сценария женской индивдуации начала осуществляться, по-видимому, еще в античные времена.
Вот как в своем стихотворении Ювенал описывает одну из поклонниц Исиды:
В реку замерзшую сходит, разбивши кору ледяную,
Трижды зимой по утрам погружается в Тибр коченея,
С благоговеньем спеша окунуться до самой макушки.
После ж, нагая, дрожа, на коленах, точащихся кровью,
Царское поле она проползает во славу богини,
Только ей Ио вели — и она устремится охотно
В дальний Египта предел, в раскаленное солнцем Мерое
За освященной водой, окропить чтоб святыню Исиды [3].
В романе Апулея «Метаморфозы» герой его Люций, обращенный волшебницей в осла, изнемогая под бременем бедствий, обращается к Исиде с молитвой: «Царица небеси!.. Вселяясь в различные рощи, ты принимаешь умилостивления различным богослужением. Святая и вечная спасительница рода человеческого, всегда щедрая благодетельница смертных, ты оказываешь нежную любовь матери бедствиям несчастных.
Ни день, ни час, ни мгновение не бывает лишено твоих благодеяний; ты покровительствуешь людям на суше и на море, и, отстраняя жизненные бури, простираешь спасительную десницу, которой распутываешь нити, безнадежно спутанные судьбой; ты смягчаешь бедствия Фортуны и препятствуешь вредному движению звезд; тебя почитают вышние, уважают подземные; ты вращаешь вселенную, освещаешь солнце, управляешь миром, попираешь Тартар.
Тебе отвечают светила, возвращаются времена, радуются божества, служат стихии. Твоей волею дышат огни, питаются тучи, рождаются семена, возрастают зародыши. Твоему величеству ужасаются птицы, летящие по воздуху; дикие звери, блуждающие по горам; змеи, скрывающиеся на земле; чудовища, плавающие по морю» [3].
В истории Древнего Рима времен Империи есть много свидетельств о широкой распространенности культа Исиды именно среди женщин, с чем власти достаточно жестко боролись, разрушая святилища и преследуя поклонниц египетской богини, однако, по-видимому, без особого успеха.
Резюмируя наше исследование, в качестве квинтэссенции архетипического сценария «Путь Исиды» как женского варианта Путешествия Героя мы бы хотели привести эти строки из одного античного посвящения египетской богине, которые, по нашему ощущению, вполне могли бы передать содержание XXI аркана этого путешествия, итогового аркана, аркана «Мир»:
«Мощная скиптром Исида, я правлю с высот златотронных,
Солнца лучом огневым озаряя кормилицу землю;
Мудрых скрижалей Гермеса я символы смертным открыла
И начертала резцом письмена сокровенные тайны, —
В трепет ввергавшее дух недоступно-священное слово.
Общие смертных пути я в уме глубочайшем соткала,
Кроноса старшая дочь и царя Осириса супруга,
Страстным желаньям кого ложесна я родные разверзла,
В пышные кудри цветы и лозу винограда вплетая.
Я учреждаю закон и храню повеления неба,
Те, что ни дерзость людей, ни забвенье седое не сгубят…
Звезд направляя пути и оплот городов созидая,
Горний держу я Олимп и увлажненно-черную землю.
Мною, Исидой, светил создана вековая дорога,
Светлого месяца ход, чередой озаряющий небо.
Огненных солнца коней я направила в круг неизменный
Мерным движением делить дня и ночи текучее время.
Первой средь смертных людей проплыла я пучинное море.
Мужа с женой сопрягла и, десятой луны появленьем
Зрелый приветствуя плод, размноженья порядок свершила.
Мной правосудье царит и почтенье к родителям в детях.
Я беззаконной любви усмирила свирепые страсти…
Правлю над пашнями я и рождаю пшеницу в колосьях,
Людям забыть повелев об убийством рождаемой пище,
Даже зверей недостойной, живущих средь дебрей пустынных.
Солнца сотронница я и несусь на его колеснице,
Вечно готова свершить, что глубоким умом созерцаю,
В трепете клонятся ниц пред кивком моим царственным боги,
И неизбежной судьбы разрешать я всесильна оковы…» [3].
Список использованных источников и литературы:
- Банцхаф Х. Таро и путешествие героя. Мифологическая подоплека Старших Арканов. – М.: КСП+, 1997. – 82 с.
- Биркхойзер-Оэри С. Мать. Архетипический образ в волшебных сказках. – М.: Когито-центр, 2006. – 81 с.
- Захаров А. А. Молитвы к Исиде [Електронний ресурс] / А. А. Захаров – Режим доступу до ресурсу: http://annales.info/egipet/small/Isis.htm.
- Нойманн Э. Происхождение и развитие сознания. – М., Рефл-бук, 1998. 464 с.
Плутарх. Исида и Осирис. / Сост. С. И. Еремеева. (Серия «Вершины мистической философии»). – К.: Уцимм-Пресс, 1996. – 256 стр. - Рак И. В. Мифы Древнего Египта. — СПб.: Издательство «Петро — РИФ», 1993 — с. 270
- Сагайдак А. Н. Использование метода феноменологической редукции в глубинной психотерапии [Електронний ресурс] / Александр Николаевич Сагайдак. – 2014. – Режим доступу до ресурсу: http://fund-issled-molodoy.csrae.ru/ru/1/publications.
- Сагайдак А.Н. Коррекция архетипических жизненных сценариев “преследователь — жертва” в аналитическом процессе / А. П. Сагайдак // Вісник Одеського національного університету. Психологія. – 2013. – Т. 18, Вип. 22(3). – С. 104-109.
- Сагайдак А.Н. Палеопсихологические детерминанты формирования архетипа Ужасного Младенца / А. Н. Сагайдак // Вісник Одеського національного університету. Психологія. — 2012. — Т. 17, Вип. 8. — С. 228-235.
- Сагайдак А.Н. Хтонический полюс архетипа Анимы и его влияния на гендерные отношения в семье (опыт аналитической практики) / А.Н. Сагайдак // Сучаснi тенденції психологiчного розвитку сiм’ї. Збiрник наукових праць. Частина I. – Херсон, ПП Вишемирський В.С. – 2013. – С.339-344.
- Франц М.-Л. Кошка. Сказка об освобождении фемининности. — М.: Класс, 2007. – 256 с.
- Холлис Дж. Под тенью Сатурна. – М.: Когито-центр, 2009. – 184 с.
- Шапира Л. Комплекс Кассандры. – М.: Класс, 2006. – 176 с.
- Эстес К. Пинкола. Бегущая с волками. – М.: София, 2000. – 495 с.
- Юнг К.Г. Психология и алхимия. – М.: Рефл-бук, 1998. – 529 с.
- Юнг К.Г. Mysterium Coniunctionis. Таинство воссоединения. – Мн.: Харвест, 2003. – 576 с.
- Юнг К.Г. Душа и миф: шесть архетипов. – М.: Совершенство-Port-Royal, 1997. – 384 c.
- Янг-Айзендрат П. Ведьмы и герои: Феминистический подход к юнгианской психотерапии семейных пар: пер. с англ./ П. Янг-Айзендрат. — М.: Когито-Центр, 2005. — 268 с.
- http://www.angelreiki.ru/angel/aine.htm