Тема: Научно-практическая конференция «Юнгианский метод: постъюнгианская традиция»
Дата: 28.09.2019
Научно-практическая конференция «Юнгианский метод: постъюнгианская традиция»
Дорогие коллеги и единомышленники!
Приглашаем на первую научно-практическую конференцию «Юнгианский метод: постъюнгианская традиция», которая состоится в Киеве 28 сентября 2019 г. с онлайн-трансляцией по всему миру.
Цель конференции: объединить единомышленников – исследователей и практиков в сфере современной постъюнгианской парадигмы и создать общее поле диалога, а также познакомить широкую общественность с глубинной психологией.
Швейцарский психолог и психиатр, создатель аналитической психологии Карл Густав Юнг, без преувеличения, открыл новую эру в психологической науке.
Его концепции коллективного бессознательного с архетипическим содержанием, теории психических функций и психологических типов, анализ символики сновидений уже более ста лет занимают умы ученых и практикой.
Особенно значимо то, что, в отличие от естественно-научного подхода экспериментальной психологии, аналитическая психология рассматривает не абстрактного изолированного индивида, а индивидуальную психику как опосредованную культурными формами и тесно связанную с психикой коллективной.
Идеи Юнга продолжили и развили его единомышленники, ученики и последователи: Мария-Луиза фон Франц, Эрих Нойман, Эдвард Эдингер, Джеймс Холлис, Дональд Калшед и многие другие.
Постъюнгианский период уже успел сформировать свою традицию, обогащая предложенную Юнгом концепцию и развивая методологический инструментарий в работе с бессознательной сферой психики человека.
Подать заявку на участие: http://bit.ly/teurung2019
Наша Ассоциация представляет главным образом направление архетипической психологии (родоначальник – Джеймс Хиллман) и занимается проведением исследований и семинаров, направленных на работу с бессознательным для поиска и освоения скрытых ресурсов психики, выявления внутренних барьеров и сопротивлений, преодоление травм, улучшения самооценки, трансформации отношений с окружающими и т.д.
Ассоциация ведет активную развивающую и просветительскую деятельность для популяризации глубинной психологии, стремясь превратить её в инструмент конструктивного преобразования человека и общества, примером чего является и данная конференция.
Расписание конференции:
10.00-10:30 – регистрация и начало трансляции.
10:30-11.30 – Первая очередь докладов и ответы на вопросы.
11:30-12.30 – Вторая очередь докладов и ответы на вопросы.
12:30-14:00
14:00-15:00 – обеденный перерыв.
14.30-15.30 – Третья очередь докладов и ответы на вопросы.
15.30-17:00
17:00-18.00 – Четвертая очередь докладов и подведение итогов.
Формат конференции: очно-заочный.
Варианты участия:
– личное присутствие, на базе Киевского отделения Ассоциации «Теурунг» (организационный взнос 500 грн.);
– подключение он-лайн (участие без оплаты).
Языки конференции: русский, украинский.
Подать заявку на участие: http://bit.ly/teurung2019
Количество мест в очном участии ограничено. Регистрируйтесь заранее.
Доклады:
————
Тема: «Судьба как научный феномен. Факторы влияния»
————
Александр Сагайдак
Кандидат психологических наук, юнгианский консультант, гипнолог, преподаватель психологии, антропологии, социологии.
Частный практикующий психолог и психотерапевт, руководитель Ассоциации глубинной психологии «Теурунг.
Психологическая практика более 18 лет.
————
Вплоть до середины XIX века судьба не рассматривалась как научный феномен. Являясь предметом таких сфер знания, как богословие и эзотерика, в научном дискурсе того времени это понятие имело весьма сомнительный статус. Появлние во второй половине XIX века антипозитивизма акцентировало внимание на том, что предмет гуманитарных наук принципиально отличается от предмета наук естественных и, соответственно, предполагает и принципиально иную методологию.
В глубинной психологии первым шагом к созданию такой методологии стал метод психоанализа. Благодаря антипозитивистскому подходу в гуманитарных науках и, конкретно – идиографическому в психологии, судьба становится феноменом, доступным научному изучению.
Уже тогда стало обнаруживаться то понимание, которое наиболее чётко сформулировал полвека спустя в своей теории судьбоанализа Л.Сонди: силы, влияющие на судьбоносные выборы Эго из бессознательного, становятся источником «навязанной судьбы», если они неосознаваемы, неинтегрированы, вытесняемы.
В рамках исследований нашей Ассоциации как постъюнгианской школы, относящейся к архетипической психологии Дж.Хиллмана, мы уделяем особе внимание изучению архетипа Тени на всех её уровнях: индивидуальном, родовом, коллективном, ибо в структуре факторов, влияющих на судьбу, они играют примерно ту же роль, что и аркан Шута (Джокера) в Таро.
Тень олицетворяет собой наиболее иррациональные и, в то же время, наиболее креативные силы бессознательного, влияющие на судьбу как осознанно реализуемый жизненный сценарий, поэтому изучение её ресурсов представляет особое значение для глубинных психологических трансформаций.
————
Тема: «Палеопсихологические предпосылки изучения феномена “психологического вампиризма”
————
Александр Стогний
член правления и глава Харьковского отделения Ассоциации Теурунг™, ведущий направления драматерапии.
Частный практикующий консультант в сфере глубинной психологии. Ведущий программ «Судьбоанализ», «Женский путь», «Диалоги с Жюстиной», «Тотем», «Герметика», «Герметика ІІ. Алхимия», автор развивающе-терапевтических семинаров.
Опыт психологической практики: более 9 лет
————
Феномен «энергетического вампиризма» в современных отраслях психологии выглядит достаточно хорошо изученным и исследованным, популяризированным в широкие массы.
Многообразие его различных форм отмечено и даже частично систематизировано, хотя в большинстве случаев акцент делается именно на сферу поглощения либидиозной энергии, что в рамках исследований Ассоциации глубинной психологии «Теурунг» привело к введению в научный оборот специального термина – «либидофагия».
По прежнему, остается невыясненным реальный катализатор запуска психического механизма «вампиризма», который в аспекте архетипической психологии нередко идентифицируется в разной мере у огромного многообразия символических фигур уровня коллективного бессознательного: темные медиумы, темная сторона Великих Матерей, гетериальный темный полюс…. И многие другие, традиционно рассматриваемые на Темной стороне Архетипа.
Однозначно прослеживается аксиологически-онтологическая традиция рассматривать «вампирические» характеристики как принадлежащие Темному полюсу человеческой психики, что не всегда носит исключительно деструктивный характер.
Внимание к образу воплощающему паттерны «вампиризма» проявлялось еще с Античных времен и не угасало на протяжении всей истории человечества, что дает возможность утверждать, что этот феномен имманентен в многообразии человеческой психики и требует куда более пристального изучения, чем современный взгляд, грешащий «оценочной брезгливостью» и нередко акцентированный только на поиске блокирующих паттернов поведения.
Палеопсихология, как отрасль исследования антропогенеза, дает возможность формирования гипотезы о рассмотрении «вампирических» паттернов поведения и трансляции бессознательной самоидентификации, как форм первобытной адаптации наших предков, а возможно, даже особого подвида, существовавшего тысячелетия назад, генетическую память о котором мы до сих пор несем.
————
Тема: «Принципы литературной герменевтики в анализе клиентских нарративов»
————
Оксана Стогний
Ведущая направления нарративной психологии Ассоциации глубинной психологии Теурунг™, куратор проекта «Словотерапия».
Практикующий консультант в сфере глубинной психологии, ведущая программ «Судьбоанализ» и «Женский путь», автор развивающе-терапевтических семинаров.
Опыт психологической практики: 5 лет.
————
Понятие «герменевтика» происходит от древнегреческого слова hermēneuticos (объясняю, толкую) и означает возможности толкования и объяснения текста. Превалирующее большинство исследователей рассматривают герменевтику как теорию понимания.
Этимологически слово связывают с именем Гермеса – древнегреческого бога не только путешественников, пастухов, купцов, воров, но и посланника Олимпа, толкователя тайных знаний и божественной воли (Гермес Трисмегист).
Такая культурологическая отсылка очень близка юнгианскому подходу – в стремлении не только к логическому, но и трансцендентному пониманию человека и мироздания.
Одним из направлений этой теории является литературная герменевтика, которая исследует сущность и смысл произведений художественного творчества.
Самые известные герменевты – Ф.-Д.-Е. Шлейермахер и В.Дильтей – неоднократно обращались к исследовнию поэзии, соединяя в своих студиях психологические и филологические аспекты.
Особенностью герменевтики как подхода является стремление увидеть текст без схематизма, целостно, позволяя проявляться интуиции в рамках герменевтического круга и выражаясь в феномене «предпонимания».
В нашем исследовании мы ставим целью направить возможности литературной герменевтики на работу с письменными нарративами клиентов в русле метода психологии глубинных трансформаций для акцентирования индивидуационных стремлений человека.
————
Тема: «Юнгианское консультирование – современный вектор психологической помощи”
————
Ткач Разида – кандидат психологических наук, юнгианский консультант, сказкотерапевт, писательница, директор Киевского юнгианского института, руководитель Школы терапевтической метафоры «Доктор Сказка».
————–
Современная карта психологической помощи довольна многолика. В специальной литературе можно встретить утверждения, что существует более 250 направлений психотерапии.
И вероятно, значительно больше направлений психологического консультирования, что связано, во-первых, с тем, что у каждого вида психотерапии есть свой «тезка» в консультировании; во-вторых, с тем, что эту территорию, помимо индивидуального, группового, организационного, управленческого, школьного консультирования, консалтинга, все активнее оккупируют консультирования по вопросам счастья, успешного замужества, быстрого обогащения и т.п.
Кроме психотерапии и психологического консультирования на этой карте можно обнаружить психологическое информирование и просвещение, психологические курсы и тренинги, психодиагностику, психопрофилактику, психокоррекцию и пр.
Если позволить себе вольность и наложить на юнговскую модель психики некоторые виды психологической помощи, а именно:
1) психологическое консультирование, 2) психокоррекцию (психологическую психотерапию), 3) медицинскую психотерапию и 4) психиатрию, то получится следующее:
* Психолог-консультант работает с психически здоровыми людьми на уровне сознания, поскольку его основной задачей является помочь клиенту очертить проблему и найти способы ее решения.
* Психолог-психотерапевт и врач-психотерапевт работают с невротиками, и помогают отыскать источник проблемы в его внутреннем мире, а не во внешнем; что вполне накладывается на личное бессознательное человека.
* И наконец, психиатр работает с психотиками, людьми, чье бессознательное вырвалось наружу и захватило сознание; и это соприкосновение с самым глубоким слоем психики – коллективным бессознательным.
Это не в коем случае не означает, что психолог-консультант не должен спрашивать клиента о его ранних травмах, вытесненных в личное бессознательное; а психолог-психотерапевт не должен исследовать сновидения или продукты фантазий клиента, которые возникают из коллективного бессознательного. Более того, психологи используют те же средства воздействия на клиента (за исключением назначения лекарств), что и врачи-психотерапевты.
Водораздел же между психологией и психиатрией проходит в определении психического здоровья человека.
Юнгианский консультант работает с психически здоровыми людьми как в формате консультирования, так и формате психокоррекции. Наиболее общая задача юнгианского консультанта – помочь клиенту запустить осознанный процесс взаимодействия его сознания и бессознательного.
Поэтому кратко мы определяем юнгианское консультирование как психотерапевтическое консультирование методами аналитической психологии К. Юнга, а в развернутом варианте – как глубинную психологическую помощь в организации индивидуального развития человека, направленную на осознание проблемы и поиск путей ее решения через исследование внутренних процессов, установление динамической связи между различными частями психики и лучшего понимания себя.
Для участия в конференции перейдите по ссылке: http://bit.ly/teurung2019
————-
Презентация первой аналитически-ориентированной колоды
авторских метафорически-ассоциативных карт (МАК) «Дымные фантазии»
————
Клубы дыма являются универсальным объектом для проекций анализанда (клиента в психотерапевтической практике).
Сложный и многогранный графический рисунок клубов дыма дает возможность человеку «рассмотреть» самые разнообразные внутренние содержания по тому же принципу, который используется в знаменитом тесте пятен Роршарха.
Карты выполнены в традиционной темной гаме, но включают в себя и специально колорированные снимки.
Изначально, начавшись, как хобби в стиле фото-арта, проект перерос в профессиональный инструмент психологической диагностики.
Бессознательное человека содержит различные катексисы влияния на сознательную часть индивида среди которых в юнгианской традиции можно выделить несколько наиболее объемных комплексов: Анима, Анимус, Самость, Тень, Персона (Эго), Великий Отец (Оракул) и Великая Мать (Материнский комплекс).
Колода, на базе исследования в практической аналитической работе, сформировалась в строго отобранный набор фотографий, каждая из которых отражала определенные влечения из бессознательного в рамках реалий конкретного человека.
Выбранные 86 снимков разбились на комплексные группы по 12 в каждом катексисе, и 14 шт. – в Самости, как наиболее объемном содержании бессознательного.
Карты позволяют в практической работе касаться не только уровня коллективного бессознательного, но и таких пластов как родовой и личный.
Может колода использоваться и в рамках традиционных техник метафорически-ассоциативных карт, как поиск вместе с клиентом его внутренних ответов на существующие запросы.
————-
Тема: “Гедонизм и ангедония через призму аналитической психологии”
————-
Наталья Светлейшая
Практикующий консультант в сфере аналитической психологии, ко-терапевт в развивающе-терапевтической программе «Судьбоанализ».
Гедонизм в переводе с древнегреческого означает «наслаждение, удовольствие».
Это этическое учение, возникшее еще в античности, утверждает, что высшим благом и целью жизни являются удовольствие и наслаждение. Родоначальником этического гедонизма считается философ Аристипп, основатель школы киренаиков.
Является ли провозглашение стремления к удовольствию способом полноценного раскрытия возможностей нашего тела и духа? Или исторический опыт свидетельствует о гибельности такого пути, когда погоня за удовольствиями становится целью существования всего общества? Антагонистичную позицию заняли представители другой философской школы – киники, ярким приверженцем которой был широко известный Диоген, живший в бочке, чьи потребности были сведены к минимуму.
Рассматривая феномены гедонизма и ангедонии (утраты способности получать удовольствия) и соотнося их с архетипической психологией, можно предположить, что эту дихотомию олицетворяют в языческом пантеоне два сводных брата, сыновья Зевса – Аполлон – гений величавой гармонии и Дионис, – символ порыва, экстаза и иррациональности, под чарами которого человек вновь сливается с природой.
Аполлон – полное чувство меры, самоограничение, свобода от диких порывов. В аполлоническом начале есть только свет, яркий, блистающий, непрерывно ткущий красоту, не знающий пределов своей фантазии. Но мир этого гения чужд трепету жизни, он гнетет человека отсутствием тепла и сострадания, своим бездушным спокойствием, безразлично взирающим на скорби и восторги всякого существа. Аполлон ограничивает отдельные существа друг от друга, напоминает об этих границах как о священных законах своими требованиями самопознания и меры, и тем самым он хочет привести их к покою.
Дионис – объемлет собой всю внутреннюю жизнь: скорбь и тоску сердец, грезы и чаяния, порывы души. Все то, что в безмолвии внешнего мира рождается в скорби бытия и составляет невыразимый, но влекущий к себе мир Диониса. Природа этого мира – экстаз. Это полное погружение в поток мировой жизни, раскрытие глубинных истоков жизни.
Кроме того, противостоит дионисийскому началу мазохизм и влечение к страданиям, являющиеся частью славянского менталитета. Культ страданий является основной разрушающей гедонизм силой, оказывающей активное сопротивление на пути к аутентичным удовольствиям. Мазохизм заставляет человека застрять в своей боли, страданиях, несчастности, в воспоминаниях о самых печальных событиях и обстоятельствах его прошлого. И когда интерпретация касается этих болезненных областей, не так легко вызвать воспоминания и установки, которые побудили бы его сражаться с причинами этой боли. Скорее он будет хвататься за боль, застревать на ней и расслабляться только в ее последствиях, доставляющих удовольствие.
Каким образом можно сбалансировать аполлоническое и дионисийское начала в человеке?
Как перейти от гедонизма массового потребления к «интеллектуальному» гедонизму?
Что может противостоять мазохистическим установкам, на котором зачастую базируются родовые жизненные сценарии в нашем обществе?
Все эти вопросы положены в основу исследования феномена «гедонизм» – получения радости от жизни, не впадая при этом в крайности.
————-
Тема: «Трикстер и монарх: противоположные аспекты единой архетипической структуры»
————
Владислав Зубченко – практикующий психолог, преподаватель Университета экономики и права «КРОК», сотрудник Киевского юнгианского института. Автор метода арттерапевтического психомадригала. Психологическая практика более 15 лет.
Постиронический метаксис метамодернизма предполагает, по всей видимости, что современная Новая Искренность таки способна совмещать истину с ложью в неслиянно-нераздельном единстве, которое состоит в том, что в каждой шутке есть доля правды, в которой есть доля шутки, в которой…фрактально-рекурсивно присутствует и то и то в таком себе хронотопе всеникогдезде – сочетании всегда-и-везде (всезде) с никогда-и-негде (никогде).
Наилучшим образом платоновский метаксис, ставший базовой методолого-мировоззренческой установкой современного метамодернизма, постиронически выражен в правшуточном (правдивом и шуточном одновременно) изречении Сократа о знании своего незнания. С точки зрения своей глубокой правдивости, утверждение того, что мне известна полная мера собственного незнания является выражением высочайшей познавательной скромности в позиции познающего субъекта, единственно адекватной тому, что есть истинная мудрость. Ведь зная, что ничего не знаю, я становлюсь мудрее тех, кто не знает и этого.
Для того же, чтобы понять шуточность вышеозначенного утверждения необходимо осмыслить всю глубину содержащейся в нём иронии. С этой целью можно наглядно представить соотношение знаемого с незнаемым следующим образом: вообразим, что всё наше знание — это внутренность шара, а незнание — внешность шара. Чем больше становится наше знание, тем больше становится площадь поверхности шара, а следовательно наше «соприкосновение» с незнанием. Из этого фактически следует, что для знания того, что знаешь ничего, придётся обзавестись всезнанием, ибо только оно, как бесконечное знание, может обеспечить поверхности своего шара “соприкосновение” со всем возможным незнанием, которое, будучи бесконечным в свою очередь, в этом случае обращается буквально в ноль.
Вот так царь истины обречён стать шутом, изрекая последнюю, ибо при этом она неизбежно облекается в форму, выражающую в ней самой утверждение её абсолютной противоположности в её естественном самоотрицании. Это означает, что в конечном итоге, образом, интегрирующим царя и шута, короля и клоуна, монарха и трикстера, может стать мудрец, достигший полнейшего смирения духовного всевластия в постижении абсолютной истины, состоящей в том, что нет и не может быть никакой абсолютной истины.
У каждого соответствующий интегративный образ свой. Именно на его формирование и нацелена концептуально работа с архетипическими проявлениями образов шута и короля в психике, как на уровне сознания, так и на уровне бессознательного. С этой целью в докладе представлено диалогическое, аналитико-психологическое осмысление реальных причин и возможных следствий тех импульсов, что, метафорически выражаясь, побудили овец вызвать заменой сторожевого пса на весёлого баранчика заинтересованное внимание волков Рагнарёка, а также предложена модель возможной интеграции противоположных аспектов прорабатываемого архетипического единства, основанная на том, что шутовской колпак есть изнанка короны, а корона есть изнанка шутовского колпака.
Для участия в конференции перейдите по ссылке: http://bit.ly/teurung2019
Ведущие