Ассоциация глубинной психологии Теурунг™
Исцеляющий нарратив:  преодоление тревожных состояний с помощью дневниковых практик

Как сердцу высказать себя?
Ф. Тютчев

Аннотация. В исследовании рассматриваются варианты нарративов, которые способствуют преодолению тревожных состояний. Дневниковые практики, имеющие подтвержденный терапевтический статус благодаря идее структурированного дневника Айры Прогоффа, на сегодняшний день являются действенными и значимыми методами самогармонизации, релаксации и саморефлексии. В докладе приводятся и авторские дневниковые техники в методологическом поле юнгианства, прошедшие апробацию в терапевтической работе с клиентами.

Ключевые слова: тревожность, юнгианство, нарратив, дневниковая практика, спонтанный дневник, структурированный дневник, тематический дневник, история жизни, саморефлексия, судьба.

Исцеляющий нарратив:   преодоление тревожных состояний с помощью дневниковых практикАктуальность исследования определена тем, что современное состояния мира и нашего общества полно непредсказуемых поворотов настоящего и будущего. Такая ситуация провоцирует перенапряжение психики, навязывая через всевозможные средства коммуникации негативные прогнозы развития ситуации во многих сферах человеческого бытия. Как следствие – опасения за себя и своих близких, ощущение потери контроля и возможности активного влияния, что вызывает ощущения тревоги и страха.

Ролло Мэй в своей книге «Смысл тревоги» говорит о том, что с момента появления атомной бомбы в 1945 году тревога перешла из разряда скрытых проблем в проблему открытую [7]. 

Ярким примером повода для открытой тревоги в наше время служит ситуация распространения пандемии Covid-19 и жесткие карантинные меры, которые вызвали волну психологических реакций страха с разной степенью интенсивности: от острой паники до фоновой тревоги. В поле научной и прикладной психологии обозначилась необходимость формировать варианты работы над собственным состоянием для противодействия психическому заражению и снижения уровня массовой тревожности. 

Известный юнгианский аналитик Мюррей Стайн в недавнем интервью «Мировая тень: Covid 19», анализируя этот вызов настоящего времени, так его характеризует: «человек попадает в некое подобие сумрачного леса, как Данте в начале своего путешествия в ад. Он ищет дорогу назад или наружу, некую опору, что-то, что даст свет, надежду и направление. Здесь, в этом темном месте, есть тревога, иногда граничащая с паникой, и часто возникает чувство надвигающейся катастрофы, если путь назад не будет найден как можно скорее» [6]. 

В качестве варианта преодоления тревоги, связанной с социальным дистанцированием во время пандемии, М. Стайн предлагает использовать вынужденную изолированность для обращения к своему внутреннему миру, т.е., говоря в терминах юнгианства, перейти от экстраверсии как внешнего направления либидо, к интроверсии, а именно – к саморефлексии. Таким образом контейнируются эмоции и состояния и человек получает доступ к их осмыслению и трансформации.

Основное отличие тревоги от страха в том, что «страх есть реакция на конкретную угрозу, в то время как тревога  является состоянием обеспокоенности без видимой причины» (причина психологическая) [9, с. 193]. По сути, тревога есть страх перед неизвестным будущим и такой страх можно рассмотреть как экзистенциальный, глубинный, а значит, и максимально влияющую на смысловую и чувственную сферу человека. И если воспринимать тревогу как симптом, то мы увидим сквозь эту призму возможность вырасти над своей тревогой, усвоив ее уроки, прежде всего – смелость и принятие, иногда – свободное выражение агрессии, дающее легализацию теневых аспектов личности. 

Смысл присутствия тревоги в жизни человека сформулирован Куртом Гольдштейном: «Способность человека справляться с тревогой важна для самореализации человека и для покорения окружающего мира. Самореализация возможна лишь за счет движения вперед вопреки подобным потрясениям. А значит, у тревожности имеется конструктивная польза» [цит. по 10, с. 379]. С. М. Орсильо и Л. Ремер в книге «Осознанность или тревога» указывают на то, что в внутренние ценности и забота о себе, о своих чувствах и состояниях составляют особый терапевтический ресурс в ситуации проживания сложных личностных или социальных кризисов [8].

Джеймс Холлис в своей работе «Душевные омуты», исследуя страхи и тревожные состояния, в качестве варианта преодоления тревоги указывает следующий путь: «преодолеть любое состояние тревоги – значит осознанно пережить катастрофу, т.е. прямо взглянуть в глаза ужасной реальности. Сумев это сделать, мы можем ее выдержать как взрослые люди и даже найти в себе возможность принять ее и раз и навсегда с ней смириться» [12, с. 137-1388]. 

 

Исцеляющий нарратив:   преодоление тревожных состояний с помощью дневниковых практик

Цель исследования. В нашей работе мы предлагаем использовать дневниковые практики как инструмент самогармонизации в преодолении тревожных состояний, потому что именно рефлексирующее сознание может способствовать снижению уровня тревожности. В этом аспекте мы можем использовать и соединять возможности нарративной практики в поле глубинной психологии [3; 4; 11; 13].

«Нарратив» означает повествование – разворачивание истории в некой последовательности эпизодов, соединяющих прошлое, настоящее и будущее и таким образом объединяющее каузальными связями определенный объем событий [2]. Один из основоположников нарративной терапии М.Уайт описывал соотношение в нарративах клиентов реальности внутренней и внешней через метафору двух «ландшафтов»: «ландшафта реальности» и «ландшафта сознания» [13]. 

Именно вниманию к внутреннему ландшафту посвящен личный дневник человека, потому что дневник – это нарратив, фиксирующийся не в процессе сессии с терапевтом, а записанный «для себя». Одним из основных нарративных принципов является следующий: восприятие событий зависит от того, кто и как о них повествует. Д. Кутузова, известный исследователь и практик в сфере нарративной психологии, так уточняет этот процесс: «в конце концов весь опыт становится доступным нам, как добрая мягкая почва, сквозь которую так приятно пропускать пальцы, наслаждаясь ее прикосновением. Когда мы обретаем эту мягкость и открытость любому внутреннему опыту, никакие внешние обстоятельства уже не способны сбить нас с курса» [4].

К.Адамс в исследовании «Дневник как путь к себе: 22 практики для самопознания и личного развития» рассматривает такие причины ведения дневника: он дает понимание, как разворачивались события вашей жизни, он помогает узнавать себя с разных сторон: мысли, чувства, спонтанные проявления, инсайты и т.д., он является инструментом терапевтического процесса, он дает ключи к бессознательному, как индивидуальному, так и коллективному [1]. Добавим также из собственной практики, что дневник дает возможность формировать собственный символат, в том числе, проявленный в символике сновидений, он легализирует проявление собственной креативности, помогает узнавать и познавать смысл собственной жизни и является отражением пути индивидуации. 

Исцеляющий нарратив:   преодоление тревожных состояний с помощью дневниковых практикТаким образом, идею дневниковых практик можно сформулировать так: с помощью ведения дневника мы обретаем способность более свободно передвигаться в нашем внутреннем пространстве, пробираясь в те уголки опыта, куда у нас раньше вовсе не было доступа, справляться с теми эмоциями, с которыми раньше мы справиться не могли, а в более глобальном смысле, как утверждает М.Л. Кроссли, придание смысла жизни человеку через смысл его истории [3, с. 9].

Существует великое множество способов ведения дневников. Весь массив дневниковых практик предлагаем классифицировать по особенностям внутренней структуры и разделить на следующие блоки: структурированный дневник, спонтанный дневник, тематический дневник. Рассмотрим эти способы ведения дневника применимо к вопросам эмоциональной стабилизации и преодоления страхов и тревог.

  1. Структурированный дневник. 

История применения дневника в терапевтической работе начинается с практики представителя гуманистического глубиннопсихологического подхода Айры Прогоффа – ученика Карла Густава Юнга. Как мы знаем, и сам Юнг уделял особое внимание фиксациям внутренних состояний: свидетельства чему – ежедневные зарисовки мандал и автобиографический труд «Воспоминания, сновидения, размышления» [14].

В интенсивном структурированном дневнике Айры Прогоффа особую роль играет нелинейность. Разделы составляют четыре так называемых «измерения», а именно:

  1. Жизненное время. 

Сюда входят такие разделы, как «Период настоящего», «Запись ежедневного», «События жизненной истории», «Вехи», «Перепутья: дороги, выбранные и не выбранные», «Открытость будущему».

  1. Диалоги. 

В это измерение входят такие разделы, как: «Диалог с людьми», «Диалог с проектами», «Диалог с телом», «Диалог с событиями, ситуациями и обстоятельствами».

  1. Поток символов. 

В этом блоке – разделы «Запись сновидений», «Расширение сновидений», «Сумеречные образы», «Расширение образов».

  1. Внеличностные смыслы. 

В этом пространстве – разделы «Диалог с обществом» и «Диалог с внутренней мудростью».

Терапевтический эффект от этого типа ведения дневника обусловлен возвратом человеку смысла его жизни или побужденем сформулировать его для себя по-новому. Ключевую роль в этом процессе играет погружение в так называемое «сумеречное воображение», т.е. состояние внутренней тишины, внимания к своему дыханию. 

В такой технике речь идет о фокусировке на точке «сейчас» и символическом «собирании» в эту точку отношения к прошлому и будущему. Это, с одной стороны, возвращает человеку аутентичность проживаемого момента, а с другой дает обзор жизненной истории и помогает принять ответственность за процесс индивидуации. Особый смысл в этом ключе имеет символика описываемой истории, которая показывает ее как личный миф [4].

В личной практике применения структурированного дневника Прогоффа в пунктах о времени имели место инсайты участников групп. К примеру, клиентка А. определила в образах свое настоящее как «хаос, торнадо», а клиентка Я. – как «берег океана».  Прописывание вех показало, почему оно стало таким исходя из прошлого опыта, каждая из них подобрала по 8 пунктов, которые выстроили картину мира настоящего. Активное воображение и прописывание стратегий на будущее помогли изменить стратегию поведения в настоящем, потому что показали тупиковость прежнего, не всегда осмысленного, движения по жизни. Были выписаны пункты плана на ближайшее будущее, написан манифест намерений. 

Авторским вариантом применения структурированной дневниковой практики стала разработка развивающе-терапевтического семинара по глубинной психологии «Дневник Судьбы» (опробована на базе Ассоциации глубинной психологии «Теурунг» в Киеве, Харькове, а также в дистанционном формате). По сути, речь идет о дневнике как о способе взаимодействия с хронотопом жизни через работу с символизацией знаковых этапов жизни – прошлого и настоящего, которые влияют на формирование контекста будущего. Стимульный материал был подобран таким образом, чтобы активизировать впечатления и запустить процесс активного воображения. Особую роль играли символы в своей многогранности, поскольку они поддавались пристальному анализу и герменевтическому толкованию, что, в свою очередь, дало возможность обобщить путь индивидуации личности и поработать над прогностикой будущего, опираясь на феномен синхронии. Ощущение себя в центре собственной жизненной истории дает человеку ни с чем не сравнимое ощущение внутренней силы и свободы.

  1. Спонтанный дневник.

К спонтанным дневникам можно отнести классическое ведение дневниковых записей. Обычно в этом контексте представляется некий блокнот для вечерних записей итогов дня или тетрадь, в которую можно вносить записи в любое время дня совершенно свободно.

Самым известным вариантом спонтанного выписывания является формат «утренних страниц» по Джулии Кемерон: это 3 страницы формата А4, которые рекомендуется заполнять каждое утро. Автор так пишет о пользе практики: «Эта тропинка ведет нас к самим себе, туда, где мы встречаемся со своим творческим началом и с Творцом. Утренние страницы составляют карту нашего внутреннего мира. Без них наши мечты остались бы terra incognita… Использование их позволяет сочетать проникновение в суть вещей с силой совершать внешние изменение. И тогда уже трудно день за днем, месяц за месяцем жаловаться на жизнь, не пытаясь как-то действовать. Страницы выводят нас из отчаяния к таким решениям, о которых мы даже не помышляли… Ваш внутренний художник – ребенок, которого пора кормить. Утренние страницы – его пища, так что действуйте» [5, с. 40-41].

Применяемая как в личной практике, так и в работе с клиентами эта техника хорошо подходит для рассеивания тревоги и контейнирования разнообразных состояний. В центре такой возможности – отпускание сверхконтроля, который является способом преодоления тревоги, и замена его вниманием к собственному внутреннему процессу, в котором есть место для всего спонтанного, творческого, живого. Подобный тип дневника работает как очищающий эмоциональный фактор и в то же время он символизирует легализацию личностной свободы (через акт спонтанного некритичного выписывания).

  1. Тематический дневник.

На наш взгляд, целесообразно выделить в отдельный тип промежуточный между спонтанным и структурированным видами дневников – тематическая дневниковая практика. Применяются в психологической практике дневники, посвященные выписыванию на конкретную тему, например, дневники радости, успехов, благодарности. На базе Ассоциации глубинной психологии «Теурунг» активно исследуются и используются вариации дневников эмоций, боли, сновидений.

Дневник эмоций ориентирован на контакт человека с собственным эмоциональным резервуаром и может быть актуален в ситуациях ангедонии, превалирования мортальных ценностей, последствий психологических травм и эмоциональных блоков. Из многих разработок на эту тему нами был сформулирован такой вариант: лист делится на 5 блоков, в каждом из которых последовательно записывается: 

  1. Обозначение события или ситуации, вызвавшей эмоциональный отклик,
  2. Символизация эмоции, например, в виде цветов, предметов, абстрактных иллюстраций,
  3. Фиксация телесных реакций, ощущений,
  4. Называние эмоции / чувства / состояния,
  5. Выбор способа отреагирования для дальнейшего воплощения.

Практика дает возможность мощного отреагирования в индивидуальной и групповой работе, катарсические переживания, возможность не только для выхода чувств, но и для интерпретаций символического материала, который отражался в образном восприятии эмоций.

Такой тип дневника играет особую роль при работе с чувствами, так как помогает выделить из внутреннего хаоса структуру как систему опор. Познавая и называя свои чувства, давая себе право на отреагирование, человек принципиально становится в позицию адекватного контакта с чувствами в противовес их вытеснению, подавлению или одержимости ними. Таким образом внутренние логос и эрос получают шанс создания внутренней модели личностного баланса. На практике работа подтвердила свои обширные развивающе-терапевтические возможности. 

Среди других техник особенные ресурсы имеют дневники боли. Этот тип дневника предлагает человеку освобождение от травматического опыта через выписывание, изливание на бумагу негативный эмоций и деструктивных переживаний, что обычно сопровождается слезами и криком. Как показала практика, обычно ежедневное выписывание болезненного опыта в течение 2-3 недель освобождает человека, срабатывает как эффект очищающего катарсиса. Подобная техника ресурсоемка, требует большой включенности – но и результат дает очень мощный. Не только тревога, но и страхи, фобии, панические состояния могут быть трансформированы с помощью этой техники. 

Также актуальны дневники сновидений. Их суть в предложении к анализандам записывать сны, в особенности эмоционально заряженные и насыщенные образной символикой, параллельно на соседних страницах запечатлевать повседневный опыт и раз в месяц соотносить увиденное в реале с увиденным во сне. Аналитическая работа самого сновидца может впоследствии помочь создать собственный символат для понимания виденного и влияния этого на жизнь и сознание. Тогда все смутное и тревожное находит право существования на бумаге, не подавляется и осмысляется в контексте жизненного опыта, и внутренне человек становится целостнее.

Такие варианты тематических дневниковых техник в нашей групповой и индивидуальной практике дают серьезные результаты по контейнированию тревоги, преодолению последствий психотравм, знакомству человека с многообразием его внутренних пространств.

Итак, можно подытожить, что предпринятые практические шаги обозначают ресурсность терапевтического использования письменных техник для преодоления тревожных состояний в методологическом поле юнгианства. Дневник помогает выстроить систему внутренних опор через познание себя, своих реакций и состояний, преодоление тревожных состояний, контейнирование и отреагирование эмоций.

Структурированный дневник (например, интенсивный структурированный дневник А. Прогоффа, авторская разработка «Дневник Судьбы») призван структурировать эмоции, мысли, состояния, понять себя в контексте собственной жизненной истории. Спонтанный дневник (например, «утренние страницы» по Дж. Кэмерон) помогает справиться с аффектами, приступами тревоги, жалости к себе и другим негативным переживаниям. Тематический дневник (например, разработанные Ассоциацией «Теурунг» дневники боли, эмоций, сновидений) направляет вектор самопознания на некую грань личности, помогает изучить ее, избыть травматичные переживания и обрести психологическую устойчивость. 

Исследование чувств клиентов, их реакций, комплексов, влечений, смысла жизни, балансирование логоса и эроса – все это становится возможным благодаря ведению дневников. Рассмотренные нами дневниковые практики апеллируют к вниманию к интрапсихической реальности личности, индивидуальному символату, к внутренним процессам и движении по пути индивидуаци.

Список литературы:

  1. Адамс К. Дневник как путь к себе. 22 практики для самопознапния и личностного развития / Кэтлин Адамс; пер. с англ. О. Андриановой. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2018. – 256 с.
  2. Калмыкова Е. Опыты исследования личной истории: научно-психологический и клинический подходы / Е.С. Калмыкова. – М.: Когито-центр, 2012. – 182 с.
  3. Кроссли М. Нарративная психология. Самость, психологическая травма и конструирование смыслов / М.Л. Кроссли, пер. с англ. О. Гритчиной. – Х.: Гуманитарный центр, 2013. – 284 с.
  4. Кутузова Д. Ведение «структурированного дневника» по методу Айры Прогоффа // Московский психотерапевтический журнал: консультативная психология и психотерапия. – М., 2009. – Т. 17, № 1. – с. 121-135.
  5. Кэмерон Дж. Путь художника / Джулия Кэмерон; пер. с англ. Д. Сиромахи. – М.: Livebook, 2017. – 384 с.
  6. «Мировая тень: Covid 19»: интервью Роберта Хендерсона с Мюрреем Стайном; пер. Т. Третниковой. – Режим доступа: https://www.uraapp.ru/single-post/2020/04/14/fbclid=IwAR1Ckppe2cOxjImZ2RM5qI9WToTkjC0uofk2D3mr_JzmKcqLs65vShjy6cM
  7. Мэй Р. Смысл тревоги / Ролло Мэй, пер. с англ. А. Багрянцевой. – М.: Ин-т Общегуманитарных исследований, 2016. – 416 с.
  8. Орсильо С.М., Ремер Л. Осознанность или тревога / Сьюзан Орсильо, Лизабет Ремер. Пер с англ. – Х.: Гуманитарный центр, 2019. – 364 с.
  9. Рейнгольд Дж. С. Мать, тревога и смерть. Комплекс трагической смерти / Джозеф Рейнгольд: ПЕР СЭ. – М.; 2004. – 2992 с.
  10. Стоссел С. Век тревожности / Скотт Стоссел. – М.: Альпина нон-фикшн, – 2020. – 464 с.
  11. Фридман Дж., Комбс Дж. Конструирование иных реальностей: Истории и рассказы как терапия / Дж. Фридман и Дж. Комбс; пер. с англ. В. Самойлова. – М.: Независимая фирма «Класс», 2001. – 386 с.
  12. Холлис Дж. Душевные омуты: Возвращение к жизни после тяжелых потрясений /  Пер. с англ. – М.: Когито-центр, 2012. – 192 с.
  13. Уайт М. Карты нарративной практики: введение в нарративную терапию / Майкл Уайт, пер. с англ. Д. Кутузовой. – М.: Генезис, 2010. – 326 с.
  14. Юнг К. Г. Воспоминания, сновидения, размышления / Карл Густав Юнг. Перевод: В. Поликарпов. – Мн.: ООО Харвест, 2003. – 352 с.

Стогний О. Исцеляющий нарратив: преодоление тревожных состояний с помощью дневниковых практик // Доклад на Международной онлайн-конференция «Семейное здоровье: от Души до Тела» 24-25 мая 2020.

Вам понравилось? Поделитесь ссылкой в соцсетях: