В скандинавской мифологии — мир черных альвов, или карликов, которые делают разные волшебные предметы, обычно из золота, но в результате все все равно идет у них как-то не так.
Это довольно непонятное описание, особенно тот момент, что этот мир отделен от мира белых альвов — Альвхейма. В предыдущей практике, в работе с рунами и пространствами скандинавских миров, мы предполагали, что это довольно технократическое пространство разных сложившихся систем, в том числе работающих по инерции. В интрапсихической реальности еще можно было выделить этому какое-то место. Во внешней реальности как Cвартальвхейм воспринимались бюрократические или наработанные системы теневых смыслов — хорошо подходили спецслужбы и сходный функционал, для тех, кому это актуально. Но это был явно недоработанный фокус в описании.
Кое-что проясняться начало во снах как в мифологическом ландшафте. (Не каждые сны с интересными образами — мифологические, но некоторые — да, надо уметь их отличать и. собственно, видеть.) Дальше подразумеваем только мифологические сны у сновидцев, работающих в моих техниках и подходах.
Мы можем оказаться в самом Свартальвхейме или же в непонятном месте, но в сюжете с персонажами оттуда. Иногда бывают сны с карликами — но пока непонятно, относятся ли они к Свартальвхейму. Персонажи из Свартальвхейма — это Чужие, Соседи или Из Другого места, они могут приходить и уходить. В некоторых случаях они акцентированно худые и высокие, или в плаще-шляпе. (Да, это сходно с “одинической фигурой”, которая тоже интерпретируется как теневая, а в женских снах как теневой синтез архетипа Отца и Анимуса или Отца и Тени, но это не она.) Сюжет может включать в себя взаимодействие с материалами и предметами из них, но будет выражен акцент на материале. Может быть важность черного цвета или темных тонов. Персонаж Свартальвхейма может выступать в роли наставника или ведущего какого-то процесса, актора происходящего, как функционального, так и трикстерского. Это м.б. один из маркеров мифологического сна Свартальвхейма, это то, что ведете свой сон — при развитом сновидческом сознании — не вы.
***
Сны про жителей из Свартальвхейма, приснившиеся в одну ночь:
1. (мужской сон) Я собираю металлолом для одного знакомого дядьки. Он в остроконечной шляпе и с седой бородищей. Показываю ему на тяжелую железную телегу, но он говорит — нет, ее просто разберем, это неправильный металлолом, советский, оккупантский.
2. (женский сон) Страх. Розовый цвет как цвет мяса. Некий мужчина из Соседнего места приходит и говорит, что я не забираю свое изделие из дерева, и что тогда он сам принесет. Я сижу на полу в актовом зале, и с моего места он кажется высоким.
Не могу взобраться на горку ступенькой, она из черного застывшего льда. Ищу помощи. Приходит старый знакомый (танцор и мистик, но с которым испортились отношения), который признает, что у меня есть способности, но они не те, которые сейчас нужны.
Общий анализ обоих сюжетов: Это сны с примерно похожим персонажем (оба раза — старым знакомым) Откуда-то из другого места, который оценивает способности или действия сновидца, а также изделия и материалы. Мы можем отнести это к Свартальвхейму. Здесь также может быть акцент на Теневых факторах разных аспектов. И как уже было сказано, женщин персонажи Свартальвхейма могут совмещаться с Теневым Анимусом (прошлыми, неприятными или завораживающими мужскими фигурами в жизни, это своего рода роковые мужчины, но “теневого толка”).
Был еще один женский мифологический сон. Сновидица привела из Другого места высоких парней по парам, братьев, которых всех звали двойными глаголами, типа Дунь-Плюнь, Режь-Отрежь и т.д. Имена казались вполне сказочными (они были другими, запомнился только принцип), как и эти двойники, в них была трикстерская лихость.
О чем вообще эти сны? Вряд ли на этот вопрос есть простой ответ. Вероятно, эти сны снятся в периоды большей включенности мифологического тела (то есть времени большей важности этически-эмоциональных смыслов и поворотов в жизни), которое видит происходящее через такие сюжеты и образы.
В целом, целью наших занятий и практик является умение распознавать разные мифологические миры (мы работаем со скандинавскими) и участвовать в их сюжетах. Для чего это нужно? Это функция развитого мифологического тела, как эмоционально и этически значимого сюжета всей нашей жизни и его квинтэссенции. А развитое мифологическое тело обычно дает большее и лучшее понимание себя и достаточную удачу.
Свартальвхейм и Мордор
Мордор Толкиена это его плохое отношение к омертвляющему индустриализму, но также и образный мост к Свартальвхейму, как кузница Кольца Власти, рокового артефакта, приносящего лишь вред и зло. В этом смысле, Мордор это наихудшее воплощение Свартальвхейма, где навыки и качества, которые могли быть полезными при иных условиях и задачах, превращаются в зло. Фоном отметим, что этот потенциал был у многих героев-кузнецов, у Гефеста и у Вёлунда, которые не всегда действовали этично и красиво, иногда слишком жалко, иногда слишком жестоко.
В этом смысле во снах Свартальвхейм как место и как сюжеты тоже может касаться теневых областей социальной жизни, а также граничить с Хель, миром мертвых. Сновидец, вовлеченный в ландшафты и сюжеты Свартальвхейма, вероятнее всего, испытывает давление подобных влияний и наяву, в социальной жизни.
С началом войны и мобилизации в РФ вначале профессиональных военных, которые могут быть в семьях, потом уже и рекрутов, как в старину, расширяя круг попавших в жернова самих сновидцев и их родственников — тема Свартальвхейма усиливается. Вначале она началась через образы “железа в земле”, на земле или закопанного в землю, или необходимости забивать гвозди в пол. Это уже железо Свартальвхейма. Дальше образ и метафора Свартальвхейма может усиливаться через образы цехов, гаражей, огромных кузниц, где выковывается “страшное нечто” — вот это уже Свартальвхейм.
По возможности, во снах лучше не играть с железом, особенно с железом в земле (это игры мертвых, если вы находитесь около Хель, классика — “достань гвоздь зубами из земли”). И также по возможности, покидать миры Свартальвхейма и мира Хель, хотя иногда придется для этого выполнить какие-то испытания и сюжеты. Это мифологические сны, в них придется быть и вести себя как мифологический (сказочный) персонаж, со всеми усилиями, которые потребуются и которые вообще у вас (вашего мифологического тела) есть. Да, просто воображение тут не поможет.
Дополнение. Зеленый мир, золото и маленькие человечки
К Свартальвхейму, как мы его описали, примыкает и в сновидениях может пересекаться мифологический ландшафт, известный нам по индоевропейским поверьям. Мы можем его видеть во сне, равно как и его жителей — что имеет смысл только в мифологических снах, которые мифологическое сознание всегда, а обыденное при усилии, считает таким же правдивым событием, как и события наяву. Это мир, окрашенный в зеленые тона, чьи жители могут быть или не быть в зеленой одежде, там могут быть значимые предметы из железа (темного металла, и это ближе к классическому Свартальвхейму) или из золота (желтого металла).
Насколько я сейчас вспомнила, у ирландцев это называлось просто Зеленая страна, или Страна под Холмами. Пока нет другого определения, можем называть это “Зеленая страна”, и считать отдельной частью мифологического пространства Свартальвхейм. Почему я не использую названия Альвхейм или Авалон, или Тир на Ног? Потому что это примерно одно и то же, но имеет другие качества — остров бессмертия, славных предков и праведников. Оттуда тоже во снах или в легендах могут появляться альвы или эльфы, но условия, видимо, другие.
Когда мы можем видеть это все во снах? Во снах с сюжетом сделки (будьте внимательнее, это мифологические сны) или просто так как пространство (а это надо уметь определять). Как отличить приключенческий или творческий сон от мифологического? Иногда очевидно, иногда нет — в случае чужих снов мне для этого требуется обычно прочитать (то есть увидеть мысленным взором) весь сон, а кроме того, знать сновидческую специфику конкретного сновидца. Есть люди с красочными творческими снами рефлексивной переработки эмоционального и познавательного опыта, а есть люди, которые сами способны видеть мифологические сны. В своих группах, если брать и группы по сновидениям и по символическим языкам, я учу видеть мифологические сны.
© Галина Бедненко, 2022
https://www.facebook.com/halina.bednenko