Ассоциация глубинной психологии Теурунг™
Материнский комплекс

В работе нашей Ассоциации мы часто выявляем различные аспекты материнского комплекса, которые препятствуют развитию наших клиентов. В связи с этим, у меня появилась идея написать статью на эту тему. Читайте, прислушиваясь к себе. Надеюсь, что эта информация поможет вам осветить некоторые темные уголки вашей души.

Прежде чем приступить к рассмотрению материнского комплекса, нужно рассказать вам о том, куда мы отправимся, а именно в Mare Ignotum или «неизвестное море», или в бессознательное. Восторг, смешанный со страхом, рождается, когда приближаешься к неведомым берегам. Как сказал Юнг: «Весь мир висит на единственной нити и этой нитью является psyche – человеческая психика. Потому так важно, чтобы мы все ближе её узнали.»

Мы укажем вам путь и дадим общие очертания, но не раскроем конкретного содержания, которое каждый должен открыть для себя сам. Вы ознакомитесь с определенной структурой, которая даст вам возможность прочувствовать и осознать направление своего пути, а по сути пути к своей Аутентичности. Но чтобы приблизится к ней, нужно пройти процесс освобождения от внутренних пут. От тех оков, которые сдерживают проявление вашей индивидуальности и не дают возможности легализировать ваше «истинное Я». Одним из таких факторов является материнский комплекс, который содержится в нашем бессознательном.

Что есть Аутентичность?

Это квинтэссенция индивидуальности человека, уникальная жизненная судьба. Наиболее полноценное воплощение ее в жизнь дает человеку полное удовлетворение.

Итак, начнем наше путешествие.

Материнский комплекс – это группа чувственно-окрашенных или тонированных идей («комплекс чувств определенного тонуса», по выражению самого Юнга), связанных с переживанием образа матери, под которым мы подразумеваем влияние темного полюса архетипа Матери на Эго.

Для полной ясности картины, следует разъяснить, что же есть архетип.

Архетип (от греческого arche – начало и typos – образ) – это понятие, введенное Юнгом для обозначения изначальных первобытных образов, универсальных символов или мотивов. Это психическое наследство, полученное от рода или коллективного бессознательного, содержащее универсальные врожденные психические паттерны поведения.

Материнский комплекс — это потенциально активный компонент психики любого человека, получающий информацию, прежде всего, в результате опыта общения со своей матерью, а также из значимых контактов с другими женщинами, коллективных предположений и допущений. В центре любого материнского комплекса находится архетип матери, который означает, что в основе эмоциональных ассоциаций со своей матерью как у мужчин, так и у женщин лежит коллективный образ вскармливания и безопасности, с одной стороны, и пожирающего обладания с другой (негативная мать), что есть либидофагия (термин психологии глубинных трансформаций). При нарушении инстинктов ребенка, происходит констелляция архетипов, которые, в свою очередь, продуцируют фантазии, присутствующие в отношениях между ребенком и его матерью. Так, если ребенок регулярно видит во сне свою мать в виде ведьмы, злого существа, страшного зверя, то переживание по этому поводу может сопровождаться таким расколом в детской душе, в результате которого возможно возникновение невроза.

Материнский комплекс

Материнский комплекс оказывает различное воздействие на сына и дочь.

Типичные последствия воздействия этого комплекса на сына – гомосексуальность и донжуанство, иногда импотенция.

В гомосексуальности полная гетеросексуальность сына связана с матерью в бессознательной форме. А в донжуанстве он невольно ищет свою мать в любой женщине. Подобное влияние можно проследить в мифе про Кибелу и Аттиса, где последний совершает акт самооскопления и приносит себя в жертву Великой Матери. Донжуанство можно разделить на два типа: Дон Жуан и Казанова, где первый направлен на разрушение женщины и, соответственно, мести матери. А второй – Казанова, помогает женщине ощутить свою природу, тем самым сподвигая ее к развитию. Анима такого мужчины не отделена от внутреннего идеального образа матери.

Учитывая половые различия, комплекс матери у сына не возникает в чистой форме. Поэтому, наряду с архетипом матери, значительную роль играет образ мужского сексуального двойника – Анимы. Следует прояснить, что есть Анима. Это олицетворение всех проявлений женственного в психике мужчины: таких как смутные чувства и настроения, пророческие озарения, восприимчивость к иррациональному, способность любить, тяга к природе и способность контакта с подсознанием.

Мать является первой женщиной будущего мужчины и его первой связью, поэтому мать не может не играть на мужественности сына. Это происходит явно или скрыто, сознательно или бессознательно, но имеет место быть. В процессе своего развития, сын знакомится с женственностью своей матери и, бессознательно, инстинктивно поддается ее влиянию. Следовательно, идентифицируя себя с образом матери или сопротивляясь этому, отождествляя себя, – все это сопровождается эротическим притяжением или отталкиванием, что значительно усложняет положение.

У дочери комплекс матери проявляется ясно и без осложнений. Здесь мы сталкиваемся либо с чрезмерным развитием женских инстинктов, побочно вызванных матерью, либо с их ослаблением, вплоть до полного угасания.

В первом случае, когда инстинкт преобладает, дочь теряет свою индивидуальность. Во втором, инстинкты проецируются на мать.

Для нас это означает, что комплекс матери у дочери либо излишне стимулирует, либо подавляет женский инстинкт, а у сына он нарушает мужской инстинкт посредством неестественной сексуализации.

Комплекс матери – это понятие, которое всегда ассоциируется с идеей травмы и болезни.

Но если мы посмотрим на это понятие шире, отбросив узкое психопатологическое значение, то сможем увидеть в нем и позитивные аспекты. Так, у человека с комплексом матери может быть тонко развитый Эрос, вместо гомосексуальности или в дополнение к ней. Благодаря этому, у него сильно развита способность к дружбе, для его отношений с мужчинами характерна удивительная нежность. Этот человек может иметь хороший вкус и эстетическое чувство, которые возникают из-за присутствия женских черт. Он может быть очень одаренным, как учитель, из-за его женской проницательности и такта. У него может обнаружиться бережное отношение к ценностям прошлого. Часто он наделен сильными религиозными чувствами, духовной восприимчивостью, которая делает его чутким к откровению.

Донжуанство, в своем положительном аспекте, может выразиться как смелость и решительность мужчины, честолюбивое стремление к высоким целям, противостояние глупости и недалёкости, несправедливости и лени, готовность принести себя в жертву за правое дело, что иногда граничит с героизмом, стойкость, непоколебимость и сила воли. Любопытство, которое не отступает перед загадками Вселенной и революционный дух, который стремится изменить мир.

Все эти возможности отражены в мифологических мотивах о Геракле – ревнивая Гера (как прототип темной матери) затуманила разум Геракла и он убил свою семью. Тем самым он был обречен искупать свою вину, найдя себя в героических подвигах. Также мы можем проследить мотив негативного влияния материнского комплекса в мифе про Эроса. Когда Психея обожгла плечо Эроса маслом, то он обиженный возвратился  в объятья своей матери Афродиты, что по сути означает возвращение в ее лоно, отказавшись от своей Анимы, а, соответственно, и развития.

Сопротивляясь материнскому комплексу, у мужчины развивается трудоголизм, как компенсация. Такой мужчина хорошо разбирается в таких влечениях как альгиос и потестас, а в либидо и мортидо проблематично. Т.е. выживать, страдать и властвовать он умеет, а любить и ценить опыт прошлого нет. И здесь наступает момент для мужчины в признании и познании своей Анимы, которая является проводником в мир мужских чувств, подобно Ариадне, которая выводит его из лабиринта заблуждений.

k-2Но как на практике выявить роль Анимы, проводника по внутреннему миру?

Когда человек серьезно относится к своим сновидениям, настроениям, ожиданиям и фантазиям и фиксирует их в той или иной форме. Например, в письменных произведениях, картинах, скульптурах, музыкальных композициях или танцах. Если он делает это неспешно и терпеливо, то из недр психики каждый раз появляются новые, более глубокие идеи, которые его развивают. Также все это надо подвергнуть проверке разумом и совестью. При этом важно рассматривать свой предмет исследования как абсолютно реальную вещь: не должно быть никаких, даже смутных, сомнений в серьезности происходящего или подозрений, что это всего лишь плод вашего воображения.

Таким образом, Анима становится «женщиной внутри», передающей жизненно-важные послания Самости.

Но что есть Самость? Это глубочайшее ядро психики, ее величайшая сила, естественное понимание сущности. Это внутренний регулирующий центр, который постоянно направляет развитие и созревание личности.

Теперь давайте рассмотрим как проявляется комплекс матери у дочери. Юнг вывел 4 типа.

Первый тип: гипертрофия материнского элемента. 

У такой женщины основной целью является рождение детей. Муж для нее уходит на второй план. Он, прежде всего, инструмент для произведения потомства. И он лишь объект, о котором нужно заботиться так же, как и о детях, собаках, домашнем хозяйстве. Даже собственная личность приобретает для нее второстепенное значение. Она часто остается совершенно бессознательной и живет лишь для других. Произведя на свет детей, она уже не мыслит своего существования без них. Она подобна Деметре, которая своим упрямством вынудила богов дать ей право обладания над дочерью.

У такой женщины бессознательная жажда власти. Живя для других, она не способна на какие-либо реальные жертвы. Руководствуясь собственными материнскими правами, безжалостной волей к власти, которая проявляется в виде фантастической настойчивости, она часто преуспевает в уничтожении не только своей личности, но и личности своих детей. Чем менее сознательна такая мать по отношению к своей личности, тем сильнее и неразборчивее в средствах ее бессознательная воля к власти.

Разум такой женщины примитивен и безжалостен, хотя иногда в нем и есть глубина как в самой Природе. Но женщина не знает этого о себе и поэтому не способна оценить изощренность своего ума или философски восхищаться его глубиной.

Если мы обратимся к мифологии, то вспомним похищение Коры, дочери Деметры. Девять дней и ночей она повсюду искала свою похищенную дочь. В своем неистовом желании найти свое дитя, Деметра не останавливалась, чтобы поесть, поспать или искупаться. Деметра чувствовала не только горе, она ощущала себя преданной и оскорбленной. Прекратилось произрастание и рождение всего живого. Голод грозил уничтожить род человеческий. Эта часть мифа раскрывает нам чувства и переживания матери, когда ее дочь отправляется во взрослый мир, желая покинуть отчий дом. Такая мать прилагает огромные усилия, чтобы не отпустить свое дитя.

Так в чем же положительный аспект этого типа комплекса, этого чрезмерного развития материнского инстинкта? Ведь он идентичен хорошо известному образу матери, который прославлялся во все времена и на всех языках.

Это – материнская любовь. Наиболее трогательное и незабываемое  воспоминание в нашей жизни, которое является таинственной причиной развития и перемен. Это любовь, которая символизирует возвращение домой, убежище и долгую тишину, которая есть начало и конец всего существующего. Близко знакомая каждому и, в то же время, непостижимая, как сама Природа. Любяще нежная и при этом жестокая, как судьба. Счастливая и неутомимая дарительница жизней.

Мать – это материнская любовь, мой опыт и моя тайна. И она является носителем огромного опыта, включающего и ее, и меня, и все человечество, и даже всю сотворенную природу.

И мы не должны нагрузить на плечи этого слабого человеческого существа, склонного к ошибкам, огромное бремя смысла, ответственности, обязанностей. Ведь она достойна нашей любви и снисхождения, понимания и прощения.

Мы должны без колебаний снять это ужасное бремя с человеческой матери, как ради самих себя, так и ради нее. Это и есть та тяжелая ноша, значение которой связывает нас с матерью и приковывает к ней, в ущерб психическому и умственному развитию обоих.

Нельзя избавиться от комплекса матери, слепо сведя мать до человеческих размеров. Мы рискуем разложить опыт матери на атомы, уничтожив, таким образом, что-то чрезвычайно ценное. И мы можем не воспользоваться тем золотым ключом, с помощью которого добрая фея ведет нас к нашей колыбели.

Понимает человек архетипы или нет, но он является частью Природы и связан со своими же корнями. Поэтому должен оставаться сознательным и заряжаться энергией, исходящей от них, дабы не заблудиться в мире абсолютного тирана – нашего разума. Ведь мир существует благодаря противоположным силам, которые уравновешивают друг друга. Так, рациональный разум служит противовесом иррациональному. Все мы окутаны мантией Великой Матери, т.к. она является первым миром ребенка и последним миром взрослого.

Но давайте продолжим наше знакомство с различными типами данного комплекса.

Следующий тип – чрезмерное развитие Эроса.

Усиленный Эрос придает ненормальное значение личности другого человека. И это почти всегда ведет к бессознательной инцестуозной связи с отцом. Ревность к матери и желание превзойти ее становится лейтмотивом последующих действий, которые часто оказываются губительными.

Для такой женщины становятся самоцелью романтические происшествия. Она интересуется женатыми мужчинами не столько ради них самих, а сколько из-за женатого положения. И единственной целью ее усилий является возможность разбить брак. Когда цель достигнута, то ее интерес исчезает из-за отсутствия какого бы то ни было материнского инстинкта. И тогда приходит черед следующего мужчины.

Такая женщина совершенно слепа по отношению к тому, что она делает. Поэтому от происходящего не выигрывает ни она, ни ее жертвы. Такое влечение женщины можно соотнести с мифом о Мирре, которая воспылала страстью к собственному отцу. Обманом она возлегла с ним, утолив свою страсть и зачав от него дитя, что и привело к ее гибели.

Но каковы положительные аспекты этого типа? Часто этот тип развивается как реакция на мать, которая находится целиком в плену своей природы, т.е. она живет только инстинктами и поэтому на все оказывает разрушительное воздействие. Ведь у такой женщины мужчина ведет скучный образ жизни  и является лишь производителем потомства и рабом земли. Противодействующее усиление Эроса дочери нацелено на мужчину, которому следовало бы быть освобожденным  от преобладания женско-материнского элемента в его жизни. Женщина этого типа интуитивно вмешивается в ситуацию и ее не останавливает то, что она разрушает комфортабельный покой, который так опасен для личности мужчины. Ведь этот комфорт рассматривается им как супружеская верность. Это самодовольство приводит брак к уровню маленького загона для размножения, где мужчина является только отцом, а женщина – матерью. Так они друг друга и называют.

Женщина этого типа направляет «горящий луч» своего Эроса на мужчину, чья жизнь подавляется материнской заботливостью, тем самым вызывая моральный конфликт. Но без этого не может быть никакой сознательной личности.

Если женщина этого типа остается бессознательной относительно значения ее функций, то она сама пострадает от войны, которую разжигает. Сознательность же превращает ее в освободительницу и спасительницу не только мужчины, но и, прежде всего, самой себя.

Следующий тип: отождествление с матерью. Этот тип парализует инициативу дочери.

Все, что напоминает ей о материнстве, ответственности, личных взаимоотношениях и эротических потребностях, порождает чувство неуверенности. Заставляет ее отступать и искать спасения у своей матери, которая кажется ей совершенством, для нее недостижимым. Дочь невольно восхищается своей матерью, ведь та пережила все то, что ей только предстоит пережить.

Дочь довольствуется бескорыстной преданностью своей матери, но в то же время, под маской верности и привязанности, она бессознательно стремится, почти против своей воли, тиранически господствовать над матерью. Дочь ведет существование тени, словно бы она продлевает жизнь своей матери с помощью постоянного переливания крови.

Такая женщина высоко ценится на рынке брака. Потому как она настолько пуста, что мужчина волен вложить в нее все, что ему нравится. Такая женщина настолько бессознательна, что поглощает все мужские проекции и это невероятно нравится мужчинам. Из-за присущей ей пассивности и чувства достоинства, которое заставляет ее постоянно играть роль оскорбленной невинности, мужчина находит себя в весьма привлекательной роли: он, как настоящий рыцарь, терпеливо и с чувством превосходства мирится с известными женскими слабостями. К счастью, он не знает, что все эти недостатки состоят, в основном, из его собственных проекций.

Пресловутая девичья беззащитность является особо привлекательной. Девушка настолько привязана к своей матери, что приближение мужчины порождает в ней замешательство и волнение. Она так неопытна и так нуждается в помощи, что даже самый нежный ее обожатель становится отважным рыцарем, который жестоко отнимает дочь у любящей матери. И эта ситуация напоминает нам архетип Коры, не знающей, кто она есть и не осознающей своих желаний и сил. Она находится в позиции вечной юности, нерешительности и ожидания, что кто-то преобразует ее жизнь. Культура, в которой мы живем, поощряет девушку, чтобы она действовала как Золушка, ожидающая принца, или как Спящая Красавица, пребывающая в забытьи и в предвкушении пробуждения. Пассивность и зависимость – это корень данного архетипа.

Положительный аспект данного типа состоит в том, что этот «пустой сосуд» может наполниться могучей проекцией Анимы. Такая женщина не способна найти себя сама без помощи мужчины. Более того, она должна долгое время старательно играть запланированную для нее роль до тех пор, пока она наконец не станет для нее ненавистной. И в этом случае женщина, возможно, откроет для себя то, кем она является на самом деле. Женщина может стать преданной, готовой на самопожертвование женой. Иногда такая женщина одарена ценными качествами, которые так и остаются нераскрытыми, только из-за собственной бессознательности. Она может направлять эти ценные качества или таланты на мужа, которому этого не хватает. И в его карьере может произойти неожиданный взлет.

Такая женщина сама судьба. ведь большая женская тайна заключается в пустоте.

И здесь мы видим другую часть мифа о похищении Коры. Когда Аид похитил прекрасную Деву, то она оказалась в месте, где все ей было чуждо, включая самого бога подземного царства. Тогда и началась ее трансформация. Приняв неизбежное, учитывая то, что оно было столь желанным ею, Кора обратилась внутрь себя. Пребывание в подземном царстве есть метафора «внутреннего мира». Таким образом, она открыла в себе тайные ресурсы, которые позволили ей стать царицей подземного царства, где, в последствии, она стала носить иное имя – Персефона.

Последний тип: сопротивление матери.

Девиз этого типа «все, что угодно, лишь бы это отличалось от матери».

Дочь этого типа знает, чего она хочет, но обычно она находится в полной растерянности, когда речь идет о выборе ее собственной судьбы.В негативной форме противостояния, все ее инстинкты сконцентрированы на матери, поэтому они бесполезны в формировании ее жизни. Следует ли ей выходить замуж, если замужество будет использовано с единственной целью избавления от матери. Она наталкивается на неожиданные трудности: сексуальность не функционирует как следует, дети являются нежелательными, материнские обязанности кажутся невыносимыми, супружеские обязанности вызывают гнев или раздражение. Все это вполне естественно, ибо когда упорное сопротивление власти матери, в любой форме, становится главной целью жизни, то все это не имеет никакого отношения к реальностям жизни.

Противостояние матери, как рождающему чреву, часто проявляется в менструальных нарушениях, неспособности к оплодотворению, отвращении к беременности, кровотечении, токсикозе и т.д. Также это может быть причиной женской раздражительности по отношению к окружающим, плохого вкуса в одежде.

Сопротивление матери может иногда стать результатом спонтанного развития интеллекта, с целью создания сферы интересов, где для матери нет места. Цель этого – разрушение власти матери интеллектуальной критикой и лучшими знаниями. Также развитие часто сопровождается появлением мужских черт.

Положительные аспекты данного типа проявляются в том, что собственные мужские стремления такой женщины позволяют ей по-человечески понимать индивидуальность ее мужа, даже за пределами сферы эротических отношений.

Женщина этого типа живет отвернув лицо. В то время как мир и жизнь проходят мимо нее как мечта, как источник иллюзий, разочарований и раздражений. И все это потому, что она даже на миг не может заставить себя взглянуть вперед. Из-за ее бессознательного отношения к реальности, в ее жизни господствует то, против чего она вела ожесточенную борьбу – исключительно материнский женский аспект. Но, если позднее, она все же заставит себя повернуть лицо, то она в первый раз увидит мир в свете зрелости, увидит раскрашенным его во все цвета, с присущими ему чарующими чудесами юности, а иногда и детства.

Это видение, которое приносит знание и открывает правду, является необходимым условием сознания. И если часть жизни для такой женщины уже безвозвратно утрачена, зато найден и спасен ее смысл.

Когда женщина борется против матери, то ценою риска разрушения своих инстинктов, она может достичь большей сознательности. Ибо отвергая мать, она отвергает все темное, инстинктивное, бессознательное и двусмысленное в своем собственном характере. Благодаря своему здравому смыслу, объективности и мужественности, она может занимать важный пост. Эта необычная комбинация женственности и мужественного разума оказывается ценной, как в области интимных отношений, так и в практической сфере.

Благодаря ее качествам, мужскому уму легче ее понять, чем женщину с другими типами материнского комплекса. Такая женщина не пугает мужчину, потому что она создает мост для мужского ума, по которому тот безопасно направляет свои чувства. Ее здравый рассудок становится для мужчины путеводной звездой в темноте и в кажущихся бесконечными лабиринтах жизни.

Такую женщину можно соотнести с архетипом амазонки Афины, которая олицетворяет патриархальный мир, неся собою мудрость, сильный интеллект, умение не поддаваться эмоциям и выстраивать правильную стратегию и тактику. По мифу, ее отец Зевс, поглотив ее мать Метиду, выносил Афину в голове, откуда она и родилась сразу взрослой женщиной. Это подчеркивает ее глубокую связь с мужским миром и отстраненную позицию по отношению к матери и женщинам вообще.

k-4К.Г. Юнг исходил из того, что материнский комплекс мужчины принципиально отличен от такого же комплекса у женщины. Так, мать для мужчины имеет ярко выраженный символический характер и затрагивает тенденции, идеализирующие ее, в то время как у женщины мать становится символом только в процессе психического развития. Если у мужчины идеализация матери имеет место в пределах нормального хода событий, то у женщины для этого требуются особые обстоятельства. Для женщины мать олицетворяет ее собственную сознательную жизнь, обусловленную полом. Но для мужчины мать олицетворяет нечто чуждое, что ему предстоит испытать и что наполнено образами, скрытыми в бессознательном.

Подводя итог всему вышесказанному, можно сказать, что реальное преодоление материнского комплекса возможно только через полное его изживание. Мы должны испить эту чашу до дна, не отводя своего взора. Через признание образа своей внутренней матери, через принятие своей женственности и познание своей Анимы, мужчина и женщина пройдут путь матерэктомии (сепарации от матери), тем самым преодолев материнский комплекс. Что позволит, в свою очередь, приблизиться к Самости и реализовать свой аутентичный жизненный сценарий.

 

Литература:

1. Юнг К. Г. Душа и миф. Шесть архетипов. – С. 511-569.

2. Джин Шинода Болен Богини в каждой женщине. – М.:ИД «София», 2005.

3. Мария Луиза фон Франц Процесс индивидуации. – С. 21-23

4. Мюррей Стайн Юнговская карта души. Введение в аналитическую психологию. – М., 2010.

 

Вам понравилось? Поделитесь ссылкой в соцсетях: