Стогний О.В., кандидат филологических наук, руководитель направления нарративной психологии
Ключевые слова: Внутренний Ребенок, архетип, онтогенез, филогенез, травмограмма, Индивидуация.
Детство как время от рождения до начала пубертатного возраста – период активного биологического и психологического формирования личности. Во взрослой жизни человек связан с детством через образ Внутреннего Ребенка. В основном этот феномен понимается как память, сформировавшаяся на разных этапах развития [1], однако он может быть рассмотрен и в более широком контексте, который предлагает юнгианство: как символ, в основе которого лежит архетип Ребенка [2, 3]. Поэтому проанализируем онтогенетические и архетипические аспекта образа ребенка и представим собственный метод работы с Внутренним Ребенком взрослых клиентов.
Анализ личного онтогенеза с акцентами на травмограмму может быть полезным в терапевтической работе с клиентами с рассмотрением теории психосексуального развития [4] и концепции невротических адаптации [1].
Период новорожденности (0 – 1 месяц) с кризисом становления базовых потребностей характеризуется синкретизмом психических и физиологических реакций; элементарностью форм восприятия; появлением звуковой и зрительной сосредоточенности; возникновением условных рефлексов; потребностью в эмоциональном контакте ребенка с матерью (социальная ситуации «Мы») [5].
Возраст младенца (1 месяц – 1 год) – это моторно-сенсорный период [6] с появлением хождения, первого слова, автономной речи, акта хватания, указательного жеста; предметностью восприятия и мышления; расширением границ общения (значимые взрослые). Кризис одного года возникает из-за нарастания противоречий между потребностями в познании окружающего мира и реальными возможностями ребенка. Это оральная стадия, травматика которой связана с невозможностью получения желаемого (отсутствие или негативизм матери), что может приводить к формированию шизоидной адаптации [4; 1].
Раннее детство (1 – 3 г.) характеризуется формированием элементарных форм воображения, наглядно-действенного мышления, чувственного познания; усвоением языка и развитием речи; появлением подражания, первых страхов и проявлений самосознания (имя, пол); доминированием предметной и предметно-манипулятивной деятельности; отдалением ребенка от матери; появлением общения со сверстниками. Кризис 3-х лет («я сам») – сложный этап, обозначенный упорством, протестом, обесценением. Это анальная стадия, на которой могут формироваться депрессивный (травма брошенности) или навязчивый (травма контроля) характер [4; 1].
Дошкольный возраст. Младший дошкольный возраст (3 – 4 г.) – время стремительного роста, когда возникает коммуникативная готовность, развиваются память и восприятие. Во время среднего дошкольного возраста (5 лет.) формируется иерархия мотивов, побуждений; появляется первичная самооценка; ведущая деятельность – ролевая игра. Старшему дошкольному возрасту (6 – 7 л.) свойственна личностная готовность; игра по правилам и творчество; внутренняя речь как средство мышления; произвольное поведение; более широкий круг общения. Кризис 7-ми лет связан с потерей непосредственности и формированием внутренней потребности в признании своей взрослости. Травмы эдипальной стадии могут приводить к истероидной адаптации (нарциссизм, комплекс превосходства) [4; 1].
Младший школьный возраст (7 – 11 л.) характеризуется подвижностью нервных процессов; переформатированием социальной ситуации; доминированием функции мышления (от наглядно-образного к словесно-логическому); развитием сотрудничества и соперничества; возникновением ориентировочной основы поступка и подражания; осознанностью страхов (в т.ч. социальных); появлением саморефлексии (личностная, интеллектуальная). Потребности генитальной стадии направлены на самореализацию, которая начинается в это время [4].
Итак, знание особенностей онтогенеза дает возможность диагностировать ресурсы и травмы на уровне жизненного сценария. Как показывает наша практика, способом продуктивной работы с травматикой детского возраста является эмоционально-образная терапия. Она дает возможность возвращения на разные этапы прошлого в технике активного воображения, нахождения детского образа, вывода его из-под удара травмирующих фигур и привнесения иного отношения к событиям индивидуальной истории через моделирование альтернативных ситуаций.
Кроме онтогенетического дискурса детства, стоит обратить внимание на филогенетический дискурс. Путем глубинной рефлексии, в т.ч. в контакте с собственным Внутренним Ребенком [7], К. Юнг пришел к выводу: детская часть психики – не рудимент прошлого, а постоянная возможность начинаться сначала на каждом новом этапе жизни. Архетип Ребенка – это предвестник Самости – аутентичной самореализации личности [2]. Он манифестируется в сновидениях (детские волшебные фигуры), фантазиях, сказках (карлик, маленькое существо, гомункул), мифах (детство богов и героев) и других продуктах бессознательного, и в этом его связь не только с онтогенезом как детством человека, но и с филогенезом как с «детством человечества» [7].
Также идея индивидуального развития ребенка связана с коллективным символическим развитием сознания в концепции Э. Нойманна [3]. Первый год жизни ребенка – это уроборическая стадия, характеризующаяся пребыванием в символическом лоне Самости до появления Эго; затем, по мере взросления, друг друга сменяют постепенно матриархальная (мир эмоций, безопасность, близость с материнской фигурой) и патриархальная (сепарация, социализация, рациональное познание и смыслообразование) стадии.
Архетип Ребенка амбивалентен. В исследованиях К. Юнга, К. Аспэр, С. Волынски, А. Сагайдака находит отражение бинарная природа Внутреннего Ребенка: конструктивная (Божественная, Светлая) и деструктивная (Ужасная, Темная) [8; 9; 10]. Присутствие двух диаметрально противоположных влечений формирует напряженность в психике и провоцирует внутренние конфликты.
Практика показывает, что у клиентов чаще наблюдается неосознанное влияние деструктивной стороны Внутреннего Ребенка, что требует трансформации. Наравне с этим требует констелляции конструктивная сторона архетипа (Божественный Ребенок). Можно предположить, что подобное вызвано первоначальной диссоциацией детского Эго – разрывом целостного Я на две части: инфантильно-уязвимое (Внутренний Ребенок) и преждевременно-адаптированное (защитная фигура) Эго [11].
Продуктивным в практической работе является техника внутреннего диалога в рамках метода глубинных трансформаций, разработанного Ассоциацией глубинной психологии «Теурунг»тм. Она дает возможность с помощью стимульного материала в работе со взрослыми клиентами констеллировать архетип Внутреннего Ребенка с присущим ему особым временным континуумом, что может разворачиваться на пути Индивидуации [12] энергией витальности и раскрытием собственного предназначения. Благодаря терапевтической работе в этом направлении происходит преодоление инфантилизма, снятие защитных механизмов, нормализация самооценки, уменьшение психосоматических проявлений и открытие креативного потенциала. Такая практика происходит в индивидуальном и групповом форматах (авторские семинары «Пробуждение Внутреннего Ребенка», «Формула творчества», «Дневник судьбы» и др.).
Итак, анализ онтогенеза позволяет определить ресурсы, кризисы, сформировать травмограмму в течение взросления личности и благодаря методу эмоционально-образной терапии реально осуществить психокоррекционное влияние на ощущение собственного детства с позиции сегодняшнего взрослого Я. Особенно глубокие результаты дает подобная работа, когда параллельно с ней в методе внутреннего диалога происходит активизация архетипа Божественного Ребенка на уровне коллективного бессознательного – символа «вечного начала», потенциала, который дает возможность разворачивать аутентичный сценарий Индивидуации.
Список использованных источников
- Ковалева Л. : Внутренний ребенок, периодизация развития и виды адаптаций. Лекция. М. 2019 г. https://www.prostranstvo-smysla.ru/
- Юнг К.Г. Божественный Ребенок : Аналитическая психология и воспитание. М. : Олимп, ООО Изд. АСТ-ЛТД, 1997. 400 с.
- Нойманн Э. Ребенок. М. : Клуб Касталия. 2015. 230 с.
- Энциклопедия глубинной психологии. Т. І. Зигмунд Фрейд: жизнь, работа, наследие. М. : ЗАО МГ Менеджмент, 1998. 800 с.
- Выготский Л.С. Психология развиития ребенка. М. : Изд. «Смысл», ЭКСМО, 2004. 512 с.
- Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М. : Римис, 2008. 416 с.
- Юнг К.Г. Воспоминания, сновидения, размышления. Мн.: ООО «Харвест», 2003. 496 с.
- Аспер К. Психология нарциссической личности. Внутренний ребенок и самооценка. М.: Добросвет, Издательство КДУ, 2015. 366 с.
- Волински С. Темная сторона внутреннего ребенка. Следующий шаг. М.: СТАРКЛАЙТ, 2004. 184 с.
- Сагайдак А., Кудюкина Е. Архетип Ужасного Младенца и его манифестация в некоторых видах пограничного состояния личности. https://teurung.org/arhetip-uzhasnogo-mladenca /
- Калшед Д. Внутренний мир травмы : Архетипические защиты личностного духа. М. : Когито-Центр, 2015. 398 с.
- Ламберт К. Анализ, выздоровление и индивидуация. М. : ИОИ, 2020. 332 с.