«Семь проповедей» появились в 1916 году, в период духовного кризиса Юнга, после нескольких «демонических» откровений и видений. С этими образами и общался молодой психиатр. Он стал проводником для их сообщений. Однако, переживая за свою репутацию учёного, он подписался именем древнего гностика Василида.
К.Г. Юнг серьёзно интересовался гностиками, которые тоже соприкоснулись с миром бессознательного, обращаясь к его сути, явно проистекавшей из природы инстинктов.
В «Семи проповедях к мертвецам» встречаются зародыши идей, которые впоследствии нашли своё место в его научных трудах; в особенности это касается соображений о биполярной природе духа, жизни в целом и каких бы то ни было психологических суждений. «Если бы мы наугад привели несколько понятий из психологии личности К.Г. Юнга, теории и практики психотерапии, то половина этих произвольно выбранных выражений уже бы нашла отражение в проповедях. Работа над беседами и их оформление служили Юнгу не только для теоретических предположений. Диалог Васлида и «мёртвых христиан» подтверждает и практика его психотерапии. Продуктивность активного воображения, как оригинальной психотерапевтической техники, проявилась на деле» – считает сербский психолог Велемир Попович. И я полностью согласна с этим мнением.
Данная работа направлена на анализ этой статьи, с целью выявления аналогий между более поздними открытиями Юнга и гностическими мировоззрениями.
Первый вопрос, которым задаёшься, читая данную статью: кто такие мертвецы, которые жаждут общения с Василидом? На мой взгляд, мертвецами являемся мы все – души жаждущие познания. Если говорить языком Юнга – жаждущие индивидуации. Они видят, они чувствуют, что их понимание ограниченно. Что управляет ими? И Юнг устами Василида, проповедует им.
Плерома – с неё начинает объяснение гностика. Что есть Плерома, как не бесконечная наполненность пустоты? Это даже не семя, а предвосхищение семени. Здесь нет плюса и минуса. Здесь нет даже этих понятий, но есть возможность их возникновения.
Юнг говорит: «Нет пользы размышлять о Плероме, ибо это означало бы саморастворение». Некоторые люди делают такой выбор. Саморастворение. Они исчезают, как личности, превращая себя в звенящую пустоту.
Творение. Внутри или вовне нас нет ничего изначально определённого и устойчивого, ибо сотворённое – изменчиво. При чём сотворённое и не сотворённое, качества всё той же Плеромы. Творение рождается из различимости. Человек обладает свойством различать качества окружающего мира. Он даже способен присваивать эти качества Плероме, которых у неё по сути нет.
Зачем нам так необходима эта способность – различать? Я думаю, Юнг здесь хотел нам объяснить, что не зная собственных различий, не развивая присущие тебе характеристики, мы не сможем со-творить себя.
Когда прекращается процесс индивидуации, когда мы впадаем в неразличимость, мы растворяемся в Плероме. Мы превращаемся в ничто. Умирает наша личность, в конечном счёте, исчезает наша жизнь.
Поэтому нам необходимо различать качества Плеромы, которые есть суть пары противоположностей: полнота – пустота, живое – мёртвое, различие – единообразие, свет и тьма и т.д.. Эти пары противоположностей – суть качества Плеромы, которых нет, ибо они уравновешивают друг друга. А поскольку мы сами Плерома, мы содержим в себе эти качества. Мы являемся жертвами пар противоположностей. Плерома раздроблена в нас. Однако, в Плероме качества упраздняют друг друга, а в нас – нет. Отличая себя от наших качеств, мы достигаем свободы.
Когда мы сохраняем верность собственной природе, каковой является различимость, мы отличаем себя от двойственных характеристик, мы не впадаем в Плерому, а значит нам не грозит саморастворение.
В сущности, для человека, не желающего быть поглощённым Плеромой, должно существовать только одно стремление, стремление к бытию. Тогда он сможет прийти к истинной цели своего существования.
С чего начинается вторая проповедь? С вопросов о Боге. Где Бог? Он Умер? В этой проповеди Василид, отвечая на вопросы мертвецов, говорит о Боге не только, как о творце, но и высшем божестве, разграничивая эти понятия. Он называет это божество – Абраксас. Оно более неопределённо, чем Бог и дьявол. Бог и дьявол отличаются друг от друга качествами полноты и пустоты, созидания и разрушения. Но действенность присуща им обоим. Эта действенность и есть качество Абраксаса.
В этой части статьи Юнг приходит к пониманию, что светлые и тёмные силы психики, обладая определённым воздействием на человека по сути должны уравновешивать друг друга. Он подводит читателя к понятию самости, как центра психики.
Третья проповедь посвящена раскрытию образа Абраксаса – Самости.
Бога Абраксаса трудно познать. Его сила превыше всех, но для человека она не заметна. От Бога – Солнца он берёт высшее добро, от дьявола – низшее зло; но от Абраксаса происходит совершенно не доступная определению жизнь, мать добра и зла.
Сила Абраксаса двояка. Абраксас есть мир, его становление и угасание.
Если перейти к психологии, то мы заметим, что личность, как целостный феномен, не совпадает с эго, то есть сознательной личностью, но образует некоторую сущность, которую надлежит отличать от эго.
Самость, по Юнгу, – это архетип целостности, символ полноты человеческого потенциала и единства личности; она занимает центральное место в управлении психической жизнью и является высшей властью в судьбе индивида: «С интеллектуальной точки зрения, Самость – не что иное, как психологическое понятие, конструкция, которая должна выражать неразличимую нами сущность, саму по себе для нас непостижимую… С таким же успехом её можно назвать «Богом в нас». Начала всей нашей душевной жизни, всё высшее и последние цели, кажется, сходятся в ней».
Самость выступает, как принцип объединения сознательной и бессознательной частей психики, и, одновременно с этим, обеспечивает выделение индивида из окружающего его мира.
Кем тогда является Бог и дьявол в данных проповедях? Ничем иным, как сознанием и бессознательным. Этим образам присуща та же двойственность, которая присуща Плероме. Ничто не может быть 100% светом или 100% тьмой. Может Бог – сознание и освещает вещи светом разума, однако в сознательных структурах психики достаточно подводных течений. Что есть благо для одного, не всегда благо для другого. Слишком сильно сознание человека подвержено влиянию внешней среды и общества. Образ Бога, хранимый в разуме человека, не всегда является благим.
Что есть дьявол, как не непознаваемое, то, что страшит больше всего. Дьявол – это наши страхи, вытесненные животные желания. Животное начало в психике также сильно, как и в теле. Психика человека тоже проходила путь эволюционного развития, как и тело трансформировалось под воздействием внешних факторов, однако, это не означает, что в каждом из нас не сохранился его дикий предок. Так называемые архетипы, наполняющие коллективное бессознательное, являются мощными первичными психическими образами, которые предрасполагают людей воспринимать, переживать и реагировать на события определённым образом, эмоциональным, не всегда рационально обоснованным. Так не об архетипах ли говорит Юнг в своих посланиях: «Благо мне, кому дано знание множественности и разнообразия богов. Но горе вам, замещающим это многообразие несовместимостей одним – единственным богом. Ведь поступая так, вы порождаете муки непонимания и увечите сотворённое, чья природа и цель есть различение. Как вы можете соблюсти верность своей собственной природе, если пытаетесь сделать из многого одно? С вами происходит то же, что вы делаете с богами. Вы становитесь равны, увеча вашу собственную природу.
Равенство должно господствовать не ради богов, а ради людей, ибо богов много, а людей мало. Боги могущественны и могут перенести своё многообразие. Подобно звёздам, они пребывают в отделенными друг от друга огромными расстояниями. Люди же слабы и не могут перенести своего многообразия. Посему они живут вместе и нуждаются в причастии, дабы преодолеть свою разъединённость. Ради спасения я учу вас отвергнутой истине, из-за которой меня отвергли.
Многообразие богов соответствует многообразию людей. Бесчисленные боги ждут перехода в человеческое состояние. Бесчисленные боги были людьми. Человеку уделено от божественной природы. Он приходит от богов и уходит к Богу.» Кто эти боги, осознание которых в собственном бессознательном, поможет человеку в процессе индивидуации? У каждого они свои. И наша задача их вычленить в собственной личности. Только осознание всех своих характеристик приведёт к высшему божеству – Самости.
Очень интересно упоминание в данной статье четверичности. Как писал К.Г. Юнг в более поздних работах: «Мы должны признать, что тетраксис по своей природе представляет собой нечто психическое; и мы даже не знаем окажется ли это тоже проекцией в более и менее отдалённом будущем. Пока что удовлетворимся тем фактом, что идея Бога, полностью отсутствующая в сознании современного человека, возвращается в форме, которая сознательно была ему известна три или четыре столетия назад… Идея древних философов заключалась в том, что Бог проявил себя прежде всего в творении четырёх элементов. Они символизировались четырьмя частями круга… Четверица символизирует части, те качества и стороны единого…»
В подтверждение древности символического значения четверичности можно привести несколько примеров:
- Четыре стороны света-первое средство ориентации человека в пространстве.
- Большинство древних государств состояло из четырёх провинций. В города, поделенные на кварталы, вели четверо ворот, ориентированных по сторонам света.
- Как знак всеобщности присутствует в титулах правителей, вождей – Повелитель четырёх Солнц. Хозяин четырёх морей, Господин четырёх частей света.
- При обрядах посвящения рассматривается в качестве корня всех вещей.
- Часто встречается в религиях – четыре Священные книги. Как основа социального устройства – сословия, касты.
- Четырёхчленность пространства распространяется и на время: в истории человечества существовало четыре века (Золотой, Серебряный, Бронзовый, Железный), жизнь человека делится на четыре периода (детство, молодость, зрелость и старость), а сутки – на четыре части (утро, день, вечер и ночь), в соответствии с солнечным циклом.
- Умерших, которых тожественно хоронят, до сих пор традиционно сопровождает почетный караул из четырёх человек.
Можно долго продолжать этот список, но мне хотелось бы закончить данную тему всё же словами Юнга: «Четверичность – это архетип, который проявляется, так сказать, универсально. Она является логической предпосылкой всякого суждения о целостности. Всякий раз это суждение должно содержать в себе четыре аспекта… Всегда речь идёт о четырёх элементах, о четырёх цветах, о четырёх примитивных качествах, о четырёх кастах в Индии, о четырёх путях духовного развития в буддизме. Поэтому существует четыре психологических аспекта психической ориентации, к которым ничего существенного добавить больше нельзя. Для ориентации нам нужны:
– функция констатация наличия чего-либо (восприятие);
– функция установления, что это собой представляет (мышление);
– функция, позволяющая определить, подходит ли это субъекту или нет, приятно или же нет (чувства);
– функция, позволяющая увидеть, откуда это появляется, и к чему ведёт (интуиция).
К этому больше нечего добавить…
Четверичность или кватернер часто имеет структуру 3 + 1, когда одна из её величин занимает исключительное положение и имеет отличную от остальных природу. Когда четвёртая величина присоединяется к трём остальным, возникает «единое», символизирующее целостность. В аналитической психологии нередко именно «малоценная» функция (т.е. та функция, которой человек может воспользоваться в своём сознании) воплощает в себе «четвёртую» величину. Интеграция её в сознание, представляет собой одну из основных задач процесса индивидуации».
Пятую проповедь Василид посвятил лекции о духовности, сексуальности и о святом причастии. Он говорит: «Мир богов проявляется в духовности и сексуальности… Духовность принимает и охватывает. Она женственна и поэтому мы называем её небесная мать. Пол рождает и созидает. Он мужествен, и поэтому мы называем его земной отец.» Дальше идут разъяснения о происхождении и качествах женского и мужского.
Подобные характеристики мы встречаем у Юнга, когда читаем описание архетипов Анимы и Анимуса, образах мужчины и женщины, хранимых нашим бессознательным. Анима представляет собой внутренний образ женщины в мужчине, его бессознательную женскую сторону; в то время как Анимус — внутренний образ мужчины в женщине, её бессознательная мужская сторона. Эти архетипы основаны, по крайней мере частично, на том биологическом факте, что в организме мужчины и женщины, вырабатываются и мужские, и женские гормоны. Этот архетип, как считал Юнг, эволюционировал на протяжении многих веков в коллективном бессознательном как результат опыта взаимодействия с противоположным полом. Многие мужчины, до некоторой степени, “феминизировались” в результате многолетней совместной жизни с женщинами, а для женщин является верным обратное. Юнг настаивал на том, что Анима и Анимус, как и все другие архетипы, должны быть выражены гармонично, не нарушая общего баланса, чтобы не тормозилось развитие личности в направлении самореализации. Иными словами, мужчина должен выражать свои феминные качества наряду с маскулинными, а женщина должна проявлять свои маскулинные качества, так же, как и феминные. Если же эти необходимые атрибуты остаются неразвитыми, результатом явится односторонний рост и функционирование личности.
Вот, как говорит об этом Юнг: «Анимус соотносится с отцовским Логосом, так же как Анима – с материнским Эросом. Я, однако, не намерен давать этим двум интуитивным понятиям слишком уж специфические определения. Эрос и Логос я использую просто как вспомогательные понятия, позволяющие описать тот факт, что сознание женщины в большей мере характеризуется связующими свойствами Эроса, а не различением и познанием, ассоциирующимися с Логосом. У мужчин Эрос, то есть функция отношения, достигает меньшего развития, чем Логос. Напротив, для женщин Эрос – выражение их подлинной природы, тогда как их Логос зачастую представляет собой всего лишь досадную ошибку.»
И ещё очень важным я считаю следующее его высказывание: «Вместе они образуют божественную пару, один из членов которой, в соответствии с природой Логоса, характеризуется пневмой и nous (Разум (греч.)), подобно Гермесу, постоянно меняющему цвета, тогда как второй, сообразно своей периоде Эроса, наделен чертами Афродиты, Елены (Селены), Персефоны и Гекаты. Оба представляют собой бессознательные силы, фактических “богов”, каковыми справедливо считал их древний мир. Называть их так -означает отвести им центральное положение на шкале психологических ценностей, принадлежавшее им всегда, независимо от того, признавалось ли оно на сознательном уровне: ибо власть их возрастает пропорционально той мере, которую они оставляют в бессознательном. Те, кто не видит их, пребывают в их руках, – наподобие того, как эпидемия тифа более всего свирепствует, если его источник неизвестен.»
И так, что же имел в виду Юнг, когда поднял тему причастия в пятой проповеди? На мой взгляд, речь идёт о вычленении в своей психике архетипов Анимы и Анимуса, интеграции их в Эго-сознание, как аналога Бога-солнца. Эта связь необходима. Однако, слишком тесное соприкосновение с фигурами бессознательного грозит человеку одержимостью. «Причастия должно быть ровно столько, сколько нужно, но не ради человека, а ради богов. Боги побуждают нас причащаться. В той же мере, в какой они делают это, причастие необходимо, большее же есть зло.»
Какое же знание несёт нам шестое откровение? Здесь открывается двойственность и Анимы, и Анимуса. Каждая из этих фигур, имеет своё «высшее» и своё «низшее» проявление. Так Анима может быть представлена, как «высшим» образом – образом Софии, премудрости Божьей, образ Мудрости, идущий от гностиков; так и «низшим» образом – образом Евы, природным, стихийным началом, не способным к моральным размышлениям, стремлением только к чувствам, переживаниям. У Анимуса «низший» образ представлен образом мужчины, для которого значимость тела и физической силы, стоит на первом месте; «высший» же образ, представлен фигурой мудрого учителя, советчика, духовного руководителя. И развитие каждого из нас должно проходить от низшего к высшему.
Итак, о чём же говорится в последней проповеди? В ней раскрывается замысел всей статьи. В ней говорится о необходимости самореализации человека, его индивидуации, через познание своих бессознательных фигур – архетипов. Игнорируемые прежде или казавшиеся неприемлемыми аспекты личности достигают сознания; устанавливается контакт. Мы перестаём быть домом, перегороженным на отдельные, изолированные друг от друга части; мы становимся индивидуальностью, нераздельным целым. Наше «Я» становится реальным, приобретает фактическое, а не потенциальное существование. Юнг пишет: «Психика – это уравнение, которое не может быть «решено» без учёта фактора бессознательного; это совокупность, которая включает как эмпирическое эго, так и его транс-сознательную основу».
Процесс индивидуации – работа по решению этого уравнения. Она не завершается никогда.